Поделиться:
 
Великая плотина Гувера

Единственным серьезным препятствием перед строительством плотины оказались юридические вопросы: как разделить воду реки, которая протекает в нескольких штатах, между этими штатами? В истории американской юриспруденции было немало прецедентов подобных тяжб между заинтересованными штатами. Поэтому Правительство собрало комиссию из представителей семи штатов, по территории которых течет Колорадо. Это Вайоминг, Юта, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико, Калифорния и Невада. В комиссии принимал участие министр торговли Герберт Гувер, и вскоре соглашение было достигнуто.

В 1928 году строительство плотины, которая в проекте имела название «плотина Боулдера», было разрешено и профинансировано. Ниже по течению реки также предполагалось построить еще одну плотину Империал. Дамбу же в Черном Каньоне быстро прозвали Плотиной Гувера. Ее проект разрабатывал знаменитый строитель плотин Джон Сэвидж, который впоследствии построил плотину Шаста в Северной Калифорнии, Гранд-Кули в Вашингтоне и создал несколько других проектов. Именно он принял решение строить дамбу в форме дуги, которая выпуклой частью смотрела вверх по течению реки. Он заранее предусмотрел возможность автомобильного движения по плотине: в основании ее толщина составляла двести метров, а наверху около четырнадцати.

Строительство плотины

В 1930 году Герберт Гувер стал президентом США и выделил часть денег из бюджета страны на реализацию проекта Сэвиджа. Через год он объявил тендер на строительство плотины с жесткими условиями. Тендер выиграл консорциум под названием «Шесть компаний», который объединял строительные компании нескольких штатов. Возведением плотины руководил инженер Фрэнк Кроу, у которого уже был опыт в постройке плотин.

plotina_stroi1.jpg

Строительство плотины

Это было время Великой депрессии в США, когда у большей части населения страны не было работы и денег. Многие стремились заработать на строительстве и стали приезжать в ближайший город – Лас-Вегас, который тогда был всего лишь небольшим поселением в пустыне, существовавшим только за счет железной дороги. По проекту для строителей должны были создать городок Боулдер-Сити, но работы начались раньше на полгода. Людям приходилось жить в лагерях, которые совсем не подходили для жаркой погоды Невады. Условия труда были поистине тяжелыми: приходилось работать в сильную жару (летом температура в Неваде часто повышается до 45 градусов), работы были опасными, а нормального жилья не было. Начались забастовки строителей, в результате чего Фрэнк Кроу уволил почти всех работников и набрал новых. К тому времени Боулдер-Сити был почти готов, и новые строители стали селиться в домах.

Впрочем, работа не стала менее сложной и опасной. Сначала нужно было укреплять стены каньона, чтобы бетонная арка могла опереться на скальные породы. При этом нужно было следить, чтобы камни не падали на работающих внизу – это была самая распространенная причина несчастных случаев на строительстве. Также нужно было отвести русло реки, чтобы осушить место строительства. Для этого были построены две плотины, а в каньоне сделано четыре тоннеля. Далее начались бетонные работы.

При строительстве плотины Гувера применялись новаторские решения: например, плотина состояла из нескольких колонн с трубами, а не была монолитной. Около двух с половиной миллионов кубометров бетона использовалось при строительстве. Тогда это было крупнейшее сооружение искусственного происхождения в мире.

Завершалось строительство архитектурным оформлением плотины: как уже было сказано, использовался популярный в то время стиль ар-деко, также можно заметить индейские мотивы в ее облике.

Интересные факты о плотине Гувера

Не всех туристов интересуют подробности строительства дамбы и технические детали, зато есть немало более интересных фактов, связанных с плотиной. Например, при осмотре плотины обратите внимание на часы, установленные в башнях: одни показывают время Горного часового пояса Америки (по нему живет штат Аризона), а другие – время Тихоокеанского часового пояса (для штата Невада). Плотина находится точно между этими штатами, поэтому такие часы стали удобными.

Экскурсоводы часто повторяют, что именно при строительстве дамбы Гувера стали впервые использоваться защитные каски – и неудивительно, ведь во время работы скалолазов камни часто срывались вниз, прямо на рабочих. Еще одна уникальная особенность строительства дамбы состоит в том, что это единственная великая плотина, построенная свободными людьми.

Интересные законы были приняты в городке Боулдер-Сити во время строительства: были запрещены азартные игры, проституция и продажа алкоголя. Кстати, в этом городе до сих пор действует запрет на игорный бизнес, тогда как в соседнем Лас-Вегасе он процветает.

plotina_lake1.jpg

Озеро Мид

После строительства плотины было образовано огромное озеро Мид. Его интересная особенность – оставшийся после 1983 года след от максимального уровня воды. Такое резкое повышение произошло из-за большого количества дождей на севере США.

Удивительно, что затвердевание бетона дамбы происходит до сих пор – таким образом, с каждым годом плотина становится все прочнее. Говорят, что без участия человека она может работать два года без перебоев, и только потом остановится из-за того, что турбины дамбы обрастут водорослями. Также в документальном фильме «Жизнь после людей» утверждается, что плотина Гувера станет одним из немногочисленных искусственных сооружений, которые простоят десять тысяч лет после исчезновения людей. Вообще плотина Гувера привлекает к себе немало внимания: она часто участвует в съемках сериалов, фильмов, ее используют в компьютерных играх.

Экскурсия на плотину Гувера

Экскурсии на плотину организуются из Лас-Вегаса. Туристов сначала доставляют к подножию сооружения, чтобы можно было осмотреть ее снизу – вид с подножия еще более потрясающий, чем вверху, потому что плотина кажется просто гигантской. Многие туристические фирмы предлагают после этого совершить небольшой сплав по реке без порогов и опасностей, во время которого экскурсовод расскажет об образовании каньонов и покажет горячие источники и водопады. А после этого можно уже отправляться наверх, на саму плотину. Экскурсия предполагает осмотр внутреннего строения дамбы, посещение туристического центра и сувенирной лавки.

plotina_verh1.jpg

Вид на плотину сверху



 
Добавить комментарий
Комментарий
Отправить