Поделиться:
 

Аральск Посмотреть на карте

История

Вблизи нынешнего Аральска с 1817 года существовал аул Алты-Кудук (Шесть колодцев) — ныне это железнодорожный разъезд в южной части города. С 1870-х годов как упоминается в источниках как Аральский поселок. Со второй половины XIX века и до 1917 года данная территория административно входила в состав Казалинского уезда Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства.

Развитие собственно Аральска началось в период изысканий и строительства Оренбурго-Ташкентской железной дороги (1899—1905). В те годы поселение располагалось к северо-востоку от железной дороги (нынешняя территория от нефтебазы до телевышки), являлось пристанционным посёлком при станции «Аральское море». В 1905 году был построен железнодорожный вокзал (существующий и до сих пор), с этого года ведёт отсчёт официальная история Аральска.

В 1905 году российские купцы Лапшин, Риткин, Красильников, Макеев со своими лодками организовали крупные рыбацкие союзы и создали акционерное общество «Хива» в Аральске, положив начало промышленному лову рыбы в Арале. В то время в Аральске были созданы корабельные мастерские, рыбные промыслы, формировались объекты по обслуживанию станции и подъездных путей. Русскоязычное население оседало в северо-восточной части города, а приморская часть в районе порта и судоремонтного завода была заселена казахами. К 1912 году произошла ассимиляция казахского и русского населения, постепенное расселение русского населения к корабельным мастерским, рыбопромыслам (этот процесс продолжался вплоть до 1950-х годов). В Аральске существовала деревянная православная церковь и русское кладбище.

После революции станция «Аральское Море» с прилегающим поселком получила статус посёлка, название Аральск со статусом центра Аральского района Казахской АССР. Летом 1919 года под Аральском была остановлена и рассеяна Колчаковская южная армия под руководством генерала Белова. Дивизии этой армии продвигались от Уфы и Оренбурга на Актюбинск с целью овладения Советской Туркестанской республикой. Армия двигалась вдоль железнодорожной линии, белыми были взяты Актюбинск, Эмба, Челкар и Саксаульск. Армия белых была встречена красными в северной части Аральска между разъездами Жалгызагаш (Желды-Гизим) и № 68 (ныне Ширганак). Железнодорожные цистерны с питьевой водой для «белых» на разъезде Ширганак были расстреляны с кораблей «Хан Хивинский» и «Туркестанец», незаметно подошедшими по морскому заливу близко к разъезду. Перед генеральным наступлением силы противника остались без воды, что во многом определило исход битвы в пользу Красной армии. В советский период два самых крупных корабля Аральского моря «Хан Хивинский» и «Туркестанец» были переименованы в «Киров» и «Коммуну», списаны и уничтожены в 1980-х.

7 октября 1921 года В. И. Ленин в письме обратился к рыбакам Аральского моря:

Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдалённых друг от друга мест.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить