Аткарск 51°52′00″с.ш.45°00′00″в.д./51.866667°с.ш.45°в.д.51°52′00″с.ш.45°00′00″в.д./51.866667°с.ш.45°в.д.
Страна | Россия |
Субъект федерации | Саратовская область |
Муниципальный район | Аткарский район |
Глава | Юрий Павлович Кошелев |
Координаты | Координаты: 51°52′00″ с. ш. 45°00′00″ в. д. / 51.866667° с. ш. 45° в. д. (G) (O) (Я)51°52′00″ с. ш. 45°00′00″ в. д. / 51.866667° с. ш. 45° в. д. (G) (O) (Я) |
Основан | XVIII век |
Код ОКАТО | 63 404 |
Площадь | 10,54 км² |
Часовой пояс | UTC+4 |
Автомобильный код | 64, 164 |
Население | ▼ 25 620[1] человек (2010) |
Высота центра | 180 м |
Официальный сайт | http://www.atkarsk.com/ |
Телефонный код | +7 84552 |
Город с | 1780 |
Аткарск — город (с 1780) в России, административный центр Аткарского района Саратовской области.
Население 27,8 тыс. чел. (2005), площадь города 10,54 км. Расположен на Приволжской возвышенности, при впадении реки Аткара в реку Медведица (левый приток Дона), в 92 км к северо-западу от Саратова. Река делит город пополам. Железнодорожная станция Аткарск Приволжской железной дороги на линии Астрахань—Саратов—Москва.
Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 25 620 человек.
История
В 1358 на месте, где сейчас расположен город, в густых лесах был основан улус татарского хана Еткары. По его имени назвали речку. В то время это место было выгодным военно-стратегическим пунктом. Природные условия благоприятствовали земледелию, животноводству, рыбной ловле и охоте. Когда после покорения Казани и Астрахани Московское государство начало строительство сторожевых слобод против набегов кочевников, для одной из таких слобод в 1702 было избрано «угожее и крепкое место» — на правой стороне реки Медведицы, при устье речки Еткары. По имени речки и назвали слободу. Населили её солдатами, которые несли сторожевую службу, а также обрабатывали землю, сеяли и убирали хлеб. В то время слобода подчинялась петровскому воеводе.
После подавления восстания Пугачёва в 1780 Еткара преобразована Екатериной в уездный город Саратовской губернии Аткарск. На начало XIX века в городе проживало около 1200 человек.
После отмены крепостного права (1861) в городе и уезде появились промыслы по переработке сельскохозяйственного сырья. Оживилась торговля хлебом. Однако город продолжал оставаться захолустным и совершенно неблагоустроенным, с невзрачными деревянными постройками, крытыми большей частью соломой и камышом, немощёными улицами, и носил кличку Соломенного городка. Огромный пожар 1870 года уничтожил две трети его построек.
Торговля хлебом — основным богатством края — превратила в своё время Саратовскую губернию в один из крупнейших центров российской экономики. Решающее значение для темпов развития Аткарска оказало его положение между двумя крупными центрами зерновой торговли — городами Саратовом и Балашовом. Аткарск остался в тени более мощных соседей.
Железнодорожный вокзал
Важным событием для Аткарска явилось открытие железнодорожного сообщения по линии Тамбов-Саратов (1871—1872) и постройка железнодорожной ветви на Вольск (1893). С этого времени город стал быстро заселяться железнодорожными рабочими, ремесленниками, купцами, и уже в 1907 году в нём проживало 13 тысяч человек.
Соборная мечеть Аткарского района (улица Вольская)
Примерно в этот период выстроены две паровые и две водяные мельницы, паровозное депо, четыре кирпичных заводика, мыловарня, две крупорушки и другие кустарные предприятия.
С постройкой железных дорог экономико-географическое положение города улучшилось, и он превратился в крупный пункт хлебной торговли. Все села уезда везли хлеб в Аткарск, где его скупали купцы, а потом по железной дороге отправляли в Москву, Петербург и за границу. Ежегодно отсюда вывозилось от 2 до 3 миллионов пудов хлеба.