Поделиться:
 

Дебальцево Посмотреть на карте

Флаг Дебальцево
Герб Дебальцево
Страна Украина
Статус город областного подчинения
Область Донецкая
Население 29,1 тыс. чел. человек (2004)
Автомобильный код AH / 05
Телефонный код +380 6249
КОАТУУ 1410900000
Почтовые индексы 84700-84790
Город с 1938
Основан 1878
Агломерация 52,2
Координаты Координаты: 48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова Проценко Владимир Васильевич[1]
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт http://debaltsevo-rada.dn.ua/
Площадь 24,2 км²
Плотность 1250 чел./км²

Дебальцево (укр. Дебальцеве)— город областного значения в Донецкой области Украины, крупнейший железнодорожный узел страны.

Расстояние до Донецка: по автодорогам — 74 км. Расстояние до Киева: по автодорогам — 803 км, по ж/д — 797 км.

Микрорайоны и части города

  • Посёлок им. Толстова — восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Население

    30,246 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52,214 тыс. жителей. Украинский язык согласно переписи в быту использует 21,9 % населения. Количество населения на начало 2004 года — 29,1 тыс. человек.

    Рождаемость — 7,5 на 1000 человек, смертность — 17,1, естественная убыль — 9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек).

    История

    Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строи­тельством Екатерининской железной дороги. К 1897 году в посёлке станции проживало более 2 тыс. человек.

    Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

    В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, ко­торый выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мо­стов, вагонетки для узкоколеек. В 1905—1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В посёлке не было водопровода, мощёных улиц. Работали две небольшие боль­ницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорож­ная школы.

    Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

    В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена cоветская власть.

    В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже — Енакиевского) уезда. В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся — 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % — рабочие, 15,7 % — служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, ста­дион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машинострои­тельный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных пе­чей.



    Добавить комментарий
    Комментарий
    Отправить