Поделиться:
 

Добрянка Посмотреть на карте

К началу XIX века Добрянка стала уже типичным заводским поселком горнозаводского Урала. Она строилась и перестраивалась по линейному плану с ровными, одинаковых размеров кварталами. В центре поселка, в низине, окаймленной крутыми угорами, вечно пыхтел и гремел завод. Рядом с заводом находилось заводоуправление (первое каменное здание в Добрянке, построенное в начале 30-х годов XIX века) и каменная Рождественско-Богородицкая церковь (строительство окончено в 1852 г.). Вокруг завода по окрестным холмам и по берегу обширного пруда свободно размещалось около 300 частных домов. В первой половине XIX в. дома по одному стояли на углах кварталов. Площадь каждого квартала, разделенная крест-накрест на четыре усадьбы, была занята в своей внутренней части под огороды. Когда с увеличением населения стали строить дома по сторонам улиц между углами кварталов, то про них стали говорить, что они стоят «на огороде».

Завод повлиял также и на развитие торговли и кустарных ремесел в Добрянке. Так в 1911 г. здесь насчитывалось 64 торговых лавок, один ренсковый погреб, две казенных винных и 6 пивных лавок, 31 кузница, два столярных, 4 кожевенно-сапожных, два шорных, два красильных заведения, одно колесно-экипажное и 6 пекарен на 1447 дворов и 7548 жителей.

Возможности для покупок было предостаточно. В Добрянке с конца XVIII века устраивались еженедельные торжки и три раза в год проводились шестидневные ярмарки — Богородицкая (с 8 сентября по ст.ст.) и две Никольских (с 6 декабря и 9 мая). В конце XIX века проводилось две ярмарки: сохранилась Богородицкая и открылась Сретенская (со 2 февраля).

Ярмарки и торжки стали проводником городской культуры. Во-первых, по внедрению «городских» товаров, во-вторых, по привитию «городских» развлечений (из Перми приезжали фотографы, цирк-шапито, устраивались карусели, балаган с Петрушкой).

Ещё в 60-е годы XIX века в Добрянке возник самодеятельный театр, который существовал и в начале XX века. Спектакли ставились прямо на территории завода «в наскоро приспособленном к этому сарае из-под склада разной заводской рухляди, преимущественно зимой, от трех до пяти в течение сезона». Основу театрального кружка составляли служащие, но спектакли не были закрыты для мастеровых, которые составляли основную массу зрителей, а иногда привлекались и в качестве актеров.

Одновременно с театром в 1880-х годах в Добрянке существовал камерный оркестр. Основу его составляли мелкие служащие завода, мастеровые, крестьяне и учащиеся Добрянского 2-ухклассного училища. Оркестр устраивал концерты в помещении школы, в саду, исполнял пьесы во время театральных антрактов. В репертуаре были марши, кадрили, вальсы, увертюры из опер, народная музыка.

И театр, и оркестр были популярны в среде мастеровых. И на наш взгляд, не только потому, что были необычны, красочны, но и потому, что имели основу в традиционной культуре мастеровых. В частности, в святки и на масленицу молодежь разыгрывала на вечерках небольшие сценки — что-нибудь о волжских разбойниках, для чего приносили с собой необходимые декорации, в том числе и лодку. А в заводском саду, разбитом в 80-х годах XIX века на месте каменоломни на горе возле завода, по праздникам в хорошую погоду устраивались гулянья, где выступал самодеятельный хор портного Шилова, состоявший из мастеровых. Этот хор исполнял песни, «иногда коробившие уши служащих».

После Октябрьской революции 1917 года советская власть установилась и в Добрянке. Для управления заводом был организован Деловой Совет, которому даже пришлось выпускать собственные знаки-боны (маленькие листочки из тетрадной бумаги) для расчётов в лавках местных торговцев. Весной 1918 года завод был национализирован.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить