Поделиться:
 

Евпатория Посмотреть на карте

Недалеко от города расположен Национальный центр управления и испытания космических средств.

На севере города в промзоне расположен Евпаторийский авиаремонтный завод (ЕАРЗ) и его ВПП. Основан 25 ноября 1939 года. Ремонтирует самолеты Бе-12, Як-42, Як-38У, Су-25, Ан-12, двигатели ТВД-10. В городе ведется строительство международного аэропорта "Евпатория", который планируют сдать до 2014 года.


Евпаторийский морской торговый порт перерабатывает строительные грузы. Имеет собственное месторождение песка на озере Донузлав. Основная деятельность порта — перевалка песка, а также обработка судов восточного направления.

Кяризы

Интереснейший археологический памятник Евпатории — кяризы, древний водопровод, построенный предположительно в XV—XIV вв. армянами, которые имели опыт подобного строительства, так как были связующим звеном Гезлева и Восточных стран, таких как Иран, Афганистан, Сирия и т. д. Представляет собой систему коридоров (кяриз) предназначение которых — снабжение города водой. В некоторых источниках карязы называются резервным водопроводом, использовавшимся в случае уничтожения врагом основного, идущего из-за города. Однако данное убеждение более чем неправильное. Гезлев находился в безводной степи, единственным пресным источником воды могли служить только колодцы, а какой смысл располагать колодцы за городом, поднимать из них воду и доставлять по водопроводу в город. Кяризы имеют несколько веток, идущих далеко за город, но проследить их примерное расположение можно и сейчас, имея схему Гезлева. Коридоры проходили под дворами домов, и в каждом дворе имелся колодец, через которых воду из кяриз поднимали на поверхность. Кяризы — это самоточный водопровод; осадки, грунтовые воды, проходя через разные слои почвы и фильтруясь через них естественным образом, попадали в узкий коридор 1-1.5 метра в ширину и 2-2.5 метра в высоту, где стекали в глиняную трубу, находящуюся под каменной плитой пола и самотоком стекала к небольшим выемкам в полу, над которыми находились колодцы и далее в основные подземные резервуары воды, крупнейший из которых располагался в районе старых турецких бань. Не следует путать с русско-турецкими банями в пер. Красноармейском. Ныне этих бань не существует, на их месте стоит частное домовладение, однако часть сарая в этом домовладении, это часть здания бани, с круглой крышей и древней каменной кладкой.

Кяризы недоступны для посещения. Входы в них имеются в некоторых частных домовладениях, они замусорены и залиты нечистотами, сливаемыми в них местными жителями. Хотя кяризы в 1990 году и были взяты под охрану, как памятник древности, в реальности они находятся в очень плачевном состоянии.

Кяризы были исследованы Л. А. Моисеевым в 1918—1919 г., а также в 1970-х. г. группой краеведов Э. Рычко и В. Марченко. Их предложение восстановить, реставрировать и очистить водопровод, открыв его как памятник архитектуры было отклонено Горсоветом. На данный момент исследование кяриз ведется небольшой группой энтузиастов — жителей города.

Текие дервишей

На пересечении улиц Интернациональной и Караева расположен памятник архитектуры XV века — обитель нищенствующих монахов мусульманского вероисповедания, текие дервишей (крымскотат. tekiye). Это единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории бывшего СССР. Комплекс состоит из трёх зданий: собственно текие, мечети и медресе. Текие отличается простотой своих монументальных форм, отсутствием украшений на фасадах и внутри. В плане приближается к квадрату. Верхняя часть, благодаря срезу углов, переходит в восьмигранник, который венчает мощный купол диаметром 9,5 м. Высота постройки — около 20 метров. Внутри обители по периметру располагались одноэтажные сводчатые кельи дервишей. Помещения тёмные и тесные, пол земляной. Стрельчатый дверной проём каждой кельи выходит в зал. Одна келья имеет отдельный выход наружу, возможно, это келья шейха общины. Здание перекрыто уплощённым куполом с черепичной кровлей. Помимо места обитания дервишей текие также служила странноприимным домом.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить