Колывань (Новосибирская область) Посмотреть на карте
![]() Герб Колывань (Новосибирская область)
| |
Страна | Россия |
Субъект федерации | Новосибирская область |
Муниципальный район | Колыванский |
Координаты | Координаты: 55°18′00″ с. ш. 82°44′00″ в. д. / 55.3° с. ш. 82.733333° в. д. (G) (O) (Я)55°18′00″ с. ш. 82°44′00″ в. д. / 55.3° с. ш. 82.733333° в. д. (G) (O) (Я) |
Код ОКАТО | 50 221 551 |
Посёлок с | 1964 |
Почтовые индексы | 63316x |
Первое упоминание | 1797 |
Часовой пояс | UTC+7 |
Высота центра | 123 м |
Телефонный код | +7 38352 |
Прежние названия | до 1822 — Чаусский острог |
Автомобильный код | 54, 154 |
Население | ▲ 10 745[1] человек (2010) |
Колывань — посёлок городского типа, бывший город, административный центр Колыванского района Новосибирской области.
Население — 10 711 чел. (на 1 января 2009 года).
В 2007 году Колывань по численности населения среди всех посёлков городского типа занимала 170 место в России и 7 место в Новосибирской области. По сравнению с 2002 годом численность населения сократилась на 0,3 тысячи жителей.
Колывань расположена на реке Чаус (бассейн Оби), в 45 км к северу от Новосибирска.
Транспорт
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции — 51 км. Существует автобусный маршрут — «Новосибирск — Колывань».
Известные уроженцы и жители
Население
По данным последней переписи населения в 2002 году в посёлке проживало 10 947 жителей, из них 5220 мужчин, 5727 женщин (91 мужчина на 100 женщин).
Численность населения по годам (тыс. чел.) | |||||||||
Дата оценки или переписи | 1859 | 1881 | 1922 | 1989 | 1996 | 2002 | 2007 | 2008 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Численность населения | 2,8 | 12,1 | 7,4 | 10,6 | 11,3 | 10,9 | 10,6 | 10,6 | 10,7 |
История
На рубеже XIX—XX веков
Поступательное развитие города остановилось в самом начале XX века, что связано с сооружением железнодорожного моста через Обь примерно в 50 километрах южнее Колывани. Возле нового моста возник и начал стремительно развиваться Новониколаевск (ныне Новосибирск). Сибирский тракт потерял своё былое значение, а Колывань пришла в упадок.
Согласно легенде, когда в 1890-е годы выбирали маршрут Транссибирской магистрали и место для строительства железнодорожного моста через Обь, колыванские купцы предлагали Гарину-Михайловскому «мешок золота» за то, чтобы трасса прошла через их город. Подготовленный им вариант трассы спрямлял Транссибирскую магистраль примерно на 20 вёрст, но имел ряд существенных недостатков, которые признал и сам автор. (Основная статья: Строительство Транссибирской магистрали в обход Томска)
В начале XX века в городе проживало 12 тысяч человек, функционировало 5 школ, 65 промышленных предприятий с 330 рабочими. Бюджет города составлял 16,5 тысяч рублей.
Приостановка в развитии Колывани в конечном итоге отразилась на её статусе. В апреле 1917 года Колывань вошла во вновь образованный Новониколаевский уезд.
После 1917 года

Колывань (Новосибирская область) в августе 2005 года
Дальнейшие изменения в жизни города были связаны с драматическими постреволюционными событиями. Люди привыкли жить самостоятельно, имели относительно крепкие крестьянские хозяйства — все это составляло тот капитал, с которым город не хотел расставаться. Тем не менее инерция социальных преобразований первых лет революции оказалась достаточно сильной. В декабре 1919 года в Колывани был организован ревком. Его представителем стал Андрей Предтеченский, а комиссаром — Василий Шубин. В мае 1920 года в Колывани прошли выборы в Советы. 6 июля 1920 года считается чёрной датой в истории Колывани. В тот день недовольство крестьянства, вызванное вводом продразвёрстки, вылилось в бунт против советской власти. Восстание в течение недели было подавлено, а со стороны большевиков последовало перераспределение собственности. За обоюдную жестокость в ходе столкновения, Колыванское восстание вошло в историю страны как «Сибирская Вандея».
