Поделиться:
 

Набережные Челны Посмотреть на карте

Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии. В период военных действий с белочехами (1918 г.), армией адмирала Колчака (1919 г.) завоевания советской власти отстаивали бойцы и командиры Восточного фронта, Волжско-Камская военная флотилия, партизанский отряд московских рабочих во главе с уполномоченным ВЦИК И. С. Кожевниковым; прославленные полководцы В. И. Чапаев, М. Н. Тухачевский, В. И. Чуйков, В. М. Азин, Ф. Ф. Раскольников, испытанные большевики С. И. Гусев, П. К. Штернберг, Н. Г. Маркин, Л. М. Рейснер, матрос-писатель В. М. Вишневский.

В 1921—1930 годах Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район.

В селе Шильна было медеплавильное производство из местных руд. В настоящее время руда истощена.

Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 чел. Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», действовали артели «Победа», «Красная заря», «Металлист». В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч не вернулись обратно. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских домов, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району.

На базе Тарловского санатория развернут эвакогоспиталь № 4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены звания «Герой Советского Союза», а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек были награждены орденами и медалями СССР. В начале 1960-х гг. в городе началось строительство завода ячеистого бетона, Нижнекамской ГЭС, кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства «Камгэсэнергострой». Население к 1969 году составило 35,5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным. 14 июля 1969 г. в Набережные Челны приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ. В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр». 13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).



Добавить комментарий
Комментарий
Отправить