Поделиться:
 

Находка (город) Посмотреть на карте

1 мая 1936 года была открыта станция Лацис. 16 июля 1940 года населённый пункт Находка отнесён к категории рабочих посёлков. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1944 года из разделения Будёновского района был образован Находкинский район с центром в рабочем посёлке Находка. В 1947 году к порту Находки причалило первое торговое судно — датский пароход «Грета Мерск», который доставил оборудование для продолжения строительства порта.

Лагеря ГУЛАГ

«Управление исправительно-трудового лагеря и строительства № 213» (в системе Главного управления гидротехнического строительства НКВД) в бухте Находка было учреждено 14 декабря 1939 года. Закрыто в 1941 году. Строительство торгового порта передано «Дальстрою» НКВД. Подневольный труд заключённых на строительстве рыбного порта использовался до 1958 года. Лагерные зоны размещались на 1-м, 2-м, 44-м участках, на мысе Астафьева и на острове Лисьем.

В 1940-е гг. лагерные зоны японских военнопленных располагались на 4-м участке, в районе улицы Ленинской и в районе станции Находка в сторону моря. Управление «Дальстроя» и его социальная инфраструктура располагались в Административном городке. Строительство рабочего посёлка Находка осуществлялось согласно плану, разработанному «Дальстроем». Работали также волнонаёмные рабочие.

На острове Лисьем колония заключённых появилась в 1937 году. Состояла из 200 женщин, которые были заняты работой на рыбоперерабатывающем комбинате острова. Закрыта с началом войны в 1941 году.

Пересылочный пункт в бухте Находка (первоначально в структуре СВИТЛага) действовал с 1938 по 1946 год. Лагерные зоны Транзитки (вмещала до 20 тысяч осужденных) разместились в районах озера Солёном, Бархатной, Площади Совершеннолетия и Рыбного порта. Транзитка делилась на Верхнюю Транзитку, Нижнюю Транзитку, лагерь общего режима и женский лагерь. Многие умирали от воспаления лёгких и инфекционных заболеваний, умерших хоронили в районе теперешней улицы Пограничной и на пади Ободной (по свидетельству старожилов, деревянные столбики в этих местах стояли ещё в конце 1950-х годов). Безвестные захоронения разбросаны по всему городу, многие здания стоят на костях. Из Находки заключённых перевозила в Магадан на судах «Дальстроя»: «Кулу», «Джурма», «Дальстрой», «Советская Латвия» и «Феликс Дзержинский». После взрывов парохода «Дальстрой» у причалов торгового порта и складов взрывчатки для Колымы на Пади Ободной в 1946 году пункт был перенесён из Находки в порт Ванино.

Из гражданских объектов заключёнными был построен кинотеатр «Строитель» («Буревестник») и другие объекты. В 1940-е гг. одновременно с возведением торгового порта проводились взрывные работы скальной породы по прокладке километрового участка городской магистрали, позднее получившей название Находкинский проспект.

Город: 1950—1990 годы

18 мая 1950 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Находка присвоен статус города. 23 мая 1950 года Исполнительным комитетом Находкинского совета трудящихся было принято постановление № 155 об утверждении первых улиц города: Находкинского проспекта, Центральной (ныне Гагарина), Лермонтова и Крылова. Позднее появилась улица Московская (ныне Ленинская).

4 декабря 1950 года в новообразованном Рыбном порту Находки встало под погрузку первое судно — пароход «Луначарский». 1 мая 1953 года в городе было открыто регулярное автобусное движение: на маршрутные линии вышло 2 комфортабельных автобуса ЗИС-155, а также 2 таксомотора ГАЗ М-20 «Победа». В 1956 году из Преображения в Находку переведено управление активного морского рыболовства. В 1956 году в здании бывшей гостиницы открывается Дальневосточное мореходное училище. 1 октября 1957 года открыт Приморский судоремонтный завод. В этом же году путём слияния двух трестов образован «Дальморгидрострой». В 1959 году появляется «Дальтехфлот» — структурное подразделение «Дальморгидростроя» по дноуглубительным работам.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить