Поделиться:
 

Новохопёрск Посмотреть на карте

Флаг Новохопёрск
Герб Новохопёрск
Страна Россия
Субъект федерации Воронежская область
Муниципальный район Новохопёрский
Координаты Координаты: 51°06′00″ с. ш. 41°37′00″ в. д. / 51.1° с. ш. 41.616667° в. д. (G) (O) (Я)51°06′00″ с. ш. 41°37′00″ в. д. / 51.1° с. ш. 41.616667° в. д. (G) (O) (Я)
Основан 1710
Часовой пояс UTC+4
Население ▼ 6702[1] человек (2010)
Код ОКАТО 20 227 501
Город с 1779
Высота центра 140 м
Телефонный код +7 47353
Почтовый индекс 397400
Автомобильный код 36, 136

Новохопёрск — город (с 1779) в России, административный центр Новохопёрского района Воронежской области. Город входит в список исторических городов России.

Население — 6,8 тыс. человек (2009).

Экономика

Предприятия пищевой промышленности, деревообрабатывающий комбинат, маслодельный завод, производство стройматериалов.

Герб (1781)

Герб (1781)

Герб (1859)

Герб (1859)

Общий вид с Селивановой горы (конец XIX - начало XX века)

Общий вид с Селивановой горы (конец XIX - начало XX века)

География

Город расположен на правом берегу реки Хопёр на высоте 50-70 м над уровнем реки и втекает в (приток Дона), в 202 км от Воронежа.

Исторический центр города окружают с севера, через овраг — Крымская (Косымская) гора, с юга, через южный овраг — Казачья гора, а ещё через один лог — Селиванова гора.

От Новохоперска до ближайшей железнодорожной станции Новохоперск на линии «ЛискиПоворино» — 5 км.

История

В середине XVII века будущий Новохопёрский уезд располагался в западной части территории «жилища донских казаков». Здесь на берегах Хопра во второй половине XVII века донскими казаками было основано несколько поселений: городки Пристанский, Беляевский и Григорьевский. В Пристанском была верфь. На ней в 1698—1699 годах кумпанствами князя Б. А. Голицына, Ф. Ю. Ромодановского и стольника И. Большого-Дашкова были построены и спущены на воду три судна: «Безбоязнь», «Благое Начало» и «Соединение». Этот городок являлся значительным торговым пунктом на так называемой «Ордобозарной дороге», связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью. Уже с XVII века эта дорога стала именоваться «Хопёрской», а с XVIII века — «Астраханским трактом». Пристанский городок размешался на берегу Хопра, с юга от холма, на котором сейчас расположен исторический центр города, в устье Мамаева оврага, у подошвы Казачьей горы. Там же впоследствии разместилась Казачья слобода. Именно здесь проходила проезжая торговая дорога.

В период существования первого поселения — Пристанского городка (середина XVII века — 1709 год), были заложены функции будущего города Новохопёрска. Активное участие жителей Пристанского городка в восстании Степана Разина (1670—1671), а затем восстание Кондратия Булавина (1707—1708) привело к тому, что Пётр I приказал уничтожить Пристанский городок и на его месте построить Хопёрскую земляную крепость.

На этом месте впоследствии и вырос Новохопёрск. Крепость была заложена в 1710 году на высоком береговом холме по чертежу, составленному Петром I. Чертёж крепости был прислан Азовскому губернатору адмиралу графу Апраксину, а тот сооружение крепости поручил Воронежскому вице-губернатору С. А. Колычеву.

В восточной и южной стенах крепости были проездные ворота, от которых расходились дороги вниз к реке, по плато, вокруг крепости, В 1732 году рядом с крепостью, напротив её южных ворот, был построен деревянный собор Николая Чудотворца, располагавшийся на месте нынешней Крестовоздвиженской церкви. От восточных ворот крепости к Хопру сразу спускалась крутая извилистая дорога («старый козацкий тракт», булыжное покрытие которой частично сохранилось и поныне), вторая дорога сначала шла на север вдоль бровки береговой террасы (ныне ул. Карла Макса), а затем круто уходила вниз-к корабельной верфи (ул. Въезжая, также сохранившая булыжное покрытие).

В 1768 году указом Екатерины II для оказания содействия сухопутным войскам в борьбе с турецким флотом и недопущения высадки десантов на Чёрном и Азовском морях была создана «Донская экспедиция». Начальником экспедиции был назначен контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин. В Новохопёрске была устроена судоферфь. В 1769—1870 годах на Новохорерской верфи были выстроены боты «Елань», «Хопёр» и др. Первая эскадра состояла из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», вторая эскадра — из 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый». В 1771 году фрегат «Первый» был переведён с верфи в Таганрог для достройки, в составе экипажа на нём находился будущий непобедимый флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Позднее, благодаря Ушакову, уже капитану корабля «Модон», в Крыму был основан город Севастополь.

Экипажами кораблей, построенных на Хопре, героически проявили себя в войне с Турцией 1768—1774 годов. Всего на Новохопёрской верфи было построено более 30 судов, вошедших в состав первой Черноморской флотилии.



Добавить комментарий
Комментарий
Отправить