Поделиться:
 

Подольск Посмотреть на карте

13 марта 2011 года в Подольске состоялись очередные выборы Главы городского округа, на которых победу одержал, набрав 84,84 % голосов избирателей, прежний глава города — Н. И. Пестов.

Развитие города до начала XX века

Исторический план Подольска.

Исторический план Подольска.

Деревянный мост через Пахру. Начало XX века.

Деревянный мост через Пахру. Начало XX века.

Подольск, Цемзавод (1875) и железнодорожный мост. Начало XX века.

Подольск, Цемзавод (1875) и железнодорожный мост. Начало XX века.

По указу императрицы Екатерины II 5 октября (15 октября) 1781 года село Подол было преобразовано в город (уже под названием Подол-Пехра), который стал центром Подольского уезда Московской губернии. Местные же крестьяне были записаны в купечество и мещанство. К этому времени в городе насчитывалось 108 дворов и 856 горожан. Основным занятием жителей была добыча бута и белого камня, из которого, например, была возведена знаменитая церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 20 декабря (31 декабря) 1781 года городу был присвоен герб: «Два золотые, употребляемые каменотесами инструмента, в голубом поле; в знак того, что жители сим промыслом набогащаются». 7 октября 1782 года подольские дворяне избрали председателем дворянства камергера А. С. Васильчикова (в последующем ими были князь П. М. Волконский и камер-юнкер А. М. Катков)

16 января 1784 года Екатериной II был утверждён «прожектируемый» регулярный прямоугольный план застройки города с продольно-поперечной сеткой улиц, разработанный в Петербурге «комиссией строений» (план был подписан архитектором Иваном Лемом). Город был разбит на 20 кварталов. Девятнадцатый называли «мещанским», семнадцатый — «дворянским», а между — «восемнадцатый» — «купеческий». Тем не менее, несмотря на то, что первоначальный генплан был профессиональной работой, архитектор не был знаком с рельефом местности в окрестностях Подола, которая характеризовалась большим количеством оврагов и косогоров. Поэтому, по инициативе московского губернатора Лопухина, в него были внесены коррективы: «строение подвинуть влево на 150 сажень, где город ровнее». Реализация генерального плана зафиксировала в городе своеобразную ситуацию, когда застройка прежнего села Подол сохранилась в неизменном виде, а за селом, фактически в поле, были построены новые сооружения (в первую очередь казённые здания), среди которых присутственные места, Путевой дворец Екатерины II, народное училище.. В современном Подольске следы старинной планировки сохранились на правом берегу Пахры, вдоль центральной планировочной оси московской дороги.

В целом же, несмотря на повышение статуса, Подол-Пехра вплоть до второй половины XIX века сохранял характер придорожного села, а не города купцов и промышленного капитала. Однако новый статус привёл к формированию органов административного управления и нового, более образованного, сословия. Распространению образования способствовало строительство народного училища, одного из первых казённых строений города, построенных после указа Екатерины II.

В 1796 году, по указу императора Павла I, Подольск стал заштатным городом, а почтовый стан был переведён в село Молоди. Почтовая станция была открыта только в 1801 году, а в 1802 году, по указу Александра I, Подольск снова стал центром уезда.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить