Армения
Президентский дворец
Здание Национального собрания
Культура
Культура Армении |
---|
Литература |
Танец |
Кино |
Театр |
Образование |
Изобразительное искусство |
Миниатюра |
Ковроделие |
Кулинария |
Архитектура |
Музыка |
Книгопечатание |
Мифология |
Ремёсла
Среди художественных ремёсел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство.
Музыка
Жанры
Гусанская музыка
Гусаны — армянские народные певцы. Их творчество исключительно светское. В дохристианской Армении в эпоху эллинизма гусаны первоначально служили в храме бога Гисанэ. Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов эпохи рабовладельческой Армении. С периода развитого феодализма возникли гусаны и вардзаки. О гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века Агатангелос, Фавстос Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и др.. В сопровождении музыкальных инструментов народные певцы гусаны исполняли песни главным образом на пирах, свадьбах и т. д.. После 301 года армянская церковь преследовала гусанов.
Шаракан
Шаракан — духовное песнопение, гимнография. Сохранились большое количество шараканов V—XV веков. Древнеармянская духовная музыка состоит из четырёх основных жанров — кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и таг. Шараканы представляют собой синтез древнеармянской культуры, в частности поэзии, музыки и профессионального песнетворчества. Уже в VII веке Барсег Тчон по поручению католикоса Нерсеса составил сборник «Шаракноц». Согласно Киракосу Гандзакеци «[К тому времени] так много стало в Армении канонических церковных песнопений, что певцы одной епархии не знали [песнопений] другой.»
Таг
Таги, как и шараканы, также являлись синтезом музыкального и стихотворного искусства. Таги своеобразный жанр профессиональной монодической музыки. Они являлись сравнительно объемными монодиями, которые своим содержанием и мелодией напоминают вокальные и инструментальные арии последующих эпох. Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские. Таг, как музыкальный жанр, особо развивалась с X века, главным образом благодаря Григору Нарекаци. Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями, во время праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности. Светский таг наибольшего развития достигaет в творчестве Фрика (XIII в.). Один из наиболее известных светских тагов — «Крунк» (Журавль), создан в позднем Средневековье, сохранилась в текстах XVII века.