Поделиться:
 

Рыбинск Посмотреть на карте

Иван Белоногов. Город Рыбинск (1848 г.)

Иван Белоногов. Город Рыбинск (1848 г.)

Вид Рыбинска конца XIX века

Вид Рыбинска конца XIX века

Вид Рыбинска с пожарной каланчи (1900-е гг.)

Вид Рыбинска с пожарной каланчи (1900-е гг.)

В городе развивается и промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип. Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных — старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу). В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне. С 1864 года в городе выпускается газета. В 1876 году по проекту архитектора В. А. Шрётера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 году и разобран на кирпич). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 году, была третьей биржей в России; в 1912 году было построено новое здание. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц.

XX век

В 1921—1923 город был центром Рыбинской губернии, а в 1929—1930 — Рыбинского округа. С 1936 года — в составе Ярославской области.

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создается крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 году в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.

В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить