Поделиться:
 

Сольвычегодск Посмотреть на карте

Благовещенский собор со стороны апсид.

Благовещенский собор со стороны апсид.

Фронтон Благовещенского собора.

Фронтон Благовещенского собора.

Интерьер Летнего храма Благовещенского собора до наших дней сохранил свое убранство: фресковые росписи, выполненными под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1597—1600 гг; высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками золоченного олова; иконы, часть которых была создана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы XVI—XVII вв.

Высокий четырёхъярусный иконостас летнего храма выполнен в 1690-х гг. московским резчиком Григорием Устиновым. С конца XVI века сохранились царские врата — замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой и сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золоченого олова. Орнаментальные накладки, словно ажурное кружево покрывают поверхность створок и сени. Их мелкий рисунок образует сверкающее драгоценное узорочье, особенно ярко звучащее в контрасте с более крупными формами деревянной резьбы самого иконостаса.

Купол имеет уникальное пространственное построение. Объём храма развернут по поперечной оси Север-Юг. Подобная оригинальная композиция здания обусловлена двустолпной конструкцией, которая и определила его внешние формы.

В соборе действует постоянная экспозиция, на которой представлены знаменитые вклады Строгановых в сольвычегодские храмы — произведения строгановской иконописи, лицевого шитья, изделия сольвычегодскиз мастеров — серебрянников, редчайшие образцы миниатюрной резьбы по кости, камню, дереву.

С северо-западной стороны собора находится родовая усыпальница Строгановых, где собраны 28 надгробных плит с захоронений XVI—XVII веков.

Возле Благовещенского собора находится Жемчужное озеро, в котором, по преданию, XVI—XVII вв. Строгановы выращивали жемчуг для украшения икон.

Дом-памятник политических ссыльных

Музей политической ссылки. Дом Кузаковой Марии Прокопьевны

Музей политической ссылки. Дом Кузаковой Марии Прокопьевны

Музей политической ссылки. Дом Григорова Николая Александровича

Музей политической ссылки. Дом Григорова Николая Александровича

В 1909…1910 годах в доме Григорова Николая Александровича, а в 1911 в доме Кузаковой Марии Прокопьевны отбывал ссылку Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). В 1933 году Мария Прокопьевна передает переднюю половину дома Сольвычегодскому Музею. В 1937 году продаёт полностью дом, колодец и надворыне постройки за 3500 рублей, взамен была получена квартира в Ленинграде. До 1962 дома Григорова и Кузаковой входили в комплекс музея им. И. В. Сталина.

Выставочный зал

Представлены иконы Строгановского письма, также имеются подписные произведения Истомы Савина, Назария Истомина Савина, Постника Дербина, Истомы Елизарова, мастера Офонасия, Василея Кондакова, Фёдора Евтихиева Зубова (1667), Богдана Соболева. Есть коллекция Строгановского лицевого шитья.

Спасообыденная церковь

Спасообыденная церковь

Спасообыденная церковь

Впервые деревянный храм с таким названием возник здесь в 1571 году. Он был «обыденный», то есть сооружен в один день 16 августа «градскими и уездными людьми» для избавления от мора. В 1634 году храм перенесли на нынешнее, более высокое место, поскольку Вычегда сильно размывала берега; в 1654 году деревянное здание построили заново.

В 1691—1697 годах на месте деревянной возникла каменная одноэтажная теплая церковь, в 1730 году над ней возвели высокий второй этаж с холодным храмом, что придало всей постройке характерный для того времени облик. Здание испортили перестройки конца XIX века в распространенном тогда псевдорусском стиле: в 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом-всходом над северную частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад храма.

Дом купцов Пьянковых

Сооружен в первой половине XIX века и принадлежал богатым местным купцам. Здание имеет П-образную форму с основным двухэтажным корпусом и примыкающими к нему под прямыми углами боковыми крыльями в три этажа. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком с аркадой в первом этаже и фронтоном в завершении.

Чудо Георгия о змие

Деревянная скульптура XVII века

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить