Поделиться:
 

Старый Оскол Посмотреть на карте

29 января 1943 года войсками Воронежского фронта в районе Старого Оскола и Горшечного была окружена крупная группировка противника общей численностью до 20.000 человек. В результате боёв из её состава было уничтожено около 5.000 и взято в плен 8.050 человек. Обозы и автотранспорт этой группировки были уничтожены. Город был мощным узлом сопротивления, который обороняла 26-я немецкая пехотная дивизия под командованием генерала Гольвитцера. 5 февраля 1943 года бойцы 107-й стрелковой дивизии 40-й армии решительным штурмом освободили Старый Оскол, потеряв практически половину личного состава — более 4.000 человек. В ожесточённых боях на всей территории Старооскольского района погибло около 7 тысяч советских воинов. Героический подвиг совершили в дни освобождения города 17 советских воинов-бронебойщиков 40-й армии у разъезда Набокино, в 8 км от Старого Оскола, повторив подвиг панфиловцев. Они сдержали натиск вражеской колонны, состоявшей из 500 гитлеровцев, стремившихся вырваться из окружения. Тринадцать героев из семнадцати погибли смертью храбрых, четверо получили тяжёлые ранения, но не пропустили врага. Бойцы погибшей роты были представлены к званию Героя Советского Союза (Президиум Верховного Совета СССР наградил 13 погибших бойцов орденами Отечественной войны I степени, оставшихся в живых — орденами Красного Знамени).
Продолжительная по времени Воронежско-Касторненская операция (январь-февраль 1943 года) была весьма значительной по результатам. В итоге этой наступательной операции войска нашего фронта очистили от противника часть Воронежской и Курской областей с городами Воронеж — Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Волоконовка. За проведение операции полковнику Бежко П. Н. 5 февраля 1943 года было присвоено звание генерал-майор, кроме того, он также был награждён орденом Суворова II степени. Орденами и медалями были награждены более 1.000 человек. 8 февраля 1943 года 102-я танковая бригада получила звание гвардейской и была переименована в 22-ю гвардейскую танковую бригаду. Без всяких разрушений были отбиты у врага железные дороги Касторное — Валуйки, Воронеж — Касторное.

Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях — Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов для предстоящей битвы на Курской дуге и освобождения Белгорода и Харькова. Город, практически полностью разрушенный, жители которого перенесли все тяготы оккупации, вновь стал прифронтовым — принимал раненых, выпекал хлеб для фронта, строил оборонительные сооружения, был пунктом переформирования частей.

8 июня 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава с 15 июня по 15 августа с привлечением к строительству всех сил и материальных ресурсов. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск — Белгород и на ветку Ржава — Обоянь. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200—300 км. С вводом в эксплуатацию железной дороги Старый Оскол — Ржава расстояние сокращалось до 150—200 км.

«Дорога Мужества», как её потом назвали, была построена за 32 дня. Всего было уложено 95 километров железнодорожного полотна шириной 5 м, сооружено 10 мостов, построено 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяжённость главных и станционных путей составила 164 км, реконструировано 24 км пути.



Добавить комментарий
Комментарий
Отправить