Поделиться:
 

Вадинск Посмотреть на карте

Основу местного населения до создания засечной черты и основания Керенска составляла мордва-мокша и татары-мишари (мещеряки). Мордовское и мишарско-татарское (мещерское) влияние отразилось на топонимике края.

Первыми жителями Керенска стали кадомские мурзы, татары-мещеряки (мишари) и служилые люди из мещерских казаков, чей сторожевой пост был перенесён сюда с реки Буртас. В возникших вокруг крепости керенских слободах селились в основном казаки, кадомские и темниковские мурзы, служилые татары и мордва. Большая часть уездного дворянства произошла от кадомских и темниковских мурз, поэтому носила татарские фамилии (Девлет-Кильдеевы, Енгалычевы, Кудашевы, Еникеевы и т.д.). Крестившиеся потомки этих родов обрусевали, в связи с чем Керенск и окрестности по национальному составу населения стали преимущественно русскими.

Керенские батраки. Фото начала XX века.

Керенские батраки. Фото начала XX века.

В конце XVII века, с продвижением границ Русского царства на восток, Керенск теряет своё оборонное значение, что отразилось на занятиях и составе населения. Основной сословной группой становятся однодворцы — потомки служилых людей, перешедших к земледелию и скотоводству. Именно преобладанием однодворцев и отсутствием старообрядцев историк М. С. Полубояров объясняет тот факт, что население Керенска не оказало поддержки восставшим пугачёвцам. В конце XVIII века Географический словарь Российского Государства отмечает в Керенске 2139 однодворцев, а мещан, купцов, крестьян и татар в общей сложности всего 75.

В XIX веке появляется незначительное число рабочих, занятых в промышленности. Перед Первой мировой войной их насчитывалось 92. На рубеже XIX и XX веков Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечал возросшую долю мещан и православного духовенства, в числе которых словарь учитывает и сестёр Керенского монастыря. Большая часть населения исповедовала православие.

В настоящее время большинство населения села составляют русские, проживают также татары, мордва, украинцы.

Официальные символы

Официальным символом села является герб, пожалованный городу Керенску указом Екатерины II и утверждённый 28 мая 1781.

Составленный герольдмейстером Волковым, в верхней части щита он имеет три перевязанных снопа с герба Пензы, а в нижней «в серебряном поле две вишнёвые ветки с плодами, означающие изобилие плода сего».

В 1861 рассматривался иной проект керенской символики, согласно которому герб Пензенской губернии переносился в вольную часть щита. Ветвь с червлёными вишнями в серебряном поле располагалась вертикально. Щит был увенчан серебряной стенчатой короной о трёх зубцах и окружён золотыми колосьями, перевязанными Александровской лентой. Однако этот вариант герба распространения не получил: официальным и общепринятым является проект, утверждённый в 1781.

Экономика

Основу хозяйства Керенска и уезда, населённого по большей части однодворцами, издавна составляло сельское хозяйство, однако низкие плодородные качества почвы не позволяли активно развивать земледелие: основной отраслью до революции являлось овцеводство — а отсутствие судоходных рек и железных дорог сдерживало развитие экономики города, в особенности, промышленности.

В настоящее время в селе действуют несколько десятков фермерских хозяйств и два коллективных сельскохозяйственных предприятия: «Вадинское» и «Керенское». Оба занимаются земледелием и скотоводством. Поливное земледелие обеспечивает Вадинское водохранилище. Основными видами сельскохозяйственной продукции являются зерно, сахарная свёкла, молоко и мясо. Ближайший элеватор расположен в Земетчине.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить