Поделиться:
 

Велиж Посмотреть на карте

Герб Велиж
Страна Россия
Субъект федерации Смоленская область
Муниципальный район Велижский
Городское поселение Велижское
Высота центра 160 м
Код ОКАТО 66 203 501
Почтовые индексы 216290, 216291
Основан 1536
Автомобильный код 67
Часовой пояс UTC+4
Площадь 32 км²
Телефонный код +7 48132
Население ▼ 7326[1] человек (2010)
Город с 1776
Мэр Владимир Карповский
Координаты Координаты: 55°36′00″ с. ш. 31°12′00″ в. д. / 55.6° с. ш. 31.2° в. д. (G) (O) (Я)55°36′00″ с. ш. 31°12′00″ в. д. / 55.6° с. ш. 31.2° в. д. (G) (O) (Я)

Велиж — город (с 1776 года) в России, административный центр Велижского района Смоленской области.

Население 7,3 тыс. чел. (2010).

Город расположен на реке Западная Двина, в 124 км от Смоленска.

Знаменитые люди

  • Андрей Онуфриевич Бембель — скульптор.
    • История

      Городская ратуша

      Городская ратуша

      Территория будущего Велижа (Велижская волость) входила в состав Смоленского княжества, а затем в состав его удела — Торопецкого княжества. Вместе с последним в 1355 году эти земли были присоединены к Великому княжеству Литовскому. В 1392 году Велиж упоминается в летописи Быховца, когда литовский князь Витовт совершил большой поход по завоеванию земель к Смоленску и Москве:

      В литовских летописях Велиж упоминается еще в 1403 году.

      После неудачного похода Сигизмунда I в 1533 году по договору Велиж отошел к Московскому государству. В апреле 1536 года был издан указ о строительстве крепостей на старом велижском городище (в городе их насчитывалось 4), называемом Замковая гора. В царственной книге Ивана Грозного об этом сказано:

      Эта дата считается официальным годом основания Велижа.

      Крепость строилась мастерами Иваном Рудаком и Иваном Колычевым и в июле 1536 года была возведена в виде трёх срубов, заполненных глиной. Она имела 8 (9) боевых башен, две из которых были с въездными воротами. В устье реки Каневец была сооружена плотина, которая позволяла поднимать уровень воды в глубоких рвах вокруг крепости. Склоны рвов были выложены бревнами и становились скользкими при подъеме воды.

      Во время Ливонской войны 1558—1583 г. литовцы пытались завладеть Велижскими землями, но удалось это князю Радзивиллу лишь в 1562 г. Был разрушен велижский посад и окрестные деревни. Помимо набегов свирепствовали эпидемии, писцовые книги указывают, что «Велижский уезд почти сплошь впусте лежал». По Ям-Запольскому перемирию 1582 г. Велиж отошел к Речи Посполитой.

      В 1585 году у Велижа появился герб: золотой крест, над ним обнаженный меч, направленный острием на восток, на голубом щите европейского типа.

      В 1655 году, во время русско-польской войны 1654—1667, Велиж подвергся разрушению русскими войсками. В 1667 году по Андрусовскому договору Велиж отошел к Москве, но в 1678 году был возвращен Речи Посполитой вместе с некоторыми другими землями в обмен на город Киев. К концу XVI века Велиж утратил своё военно-стратегическое значение и развился как центр обширного староства в составе Витебского воеводства.

      По первому разделу Польши в 1772 году, Велиж окончательно вошел в состав России. Он был включен сначала в состав Псковской, а затем Полоцкой губернии Витебской провинции, а с 1804 года Витебской губернии.

      21 сентября 1781 года Екатерина II жаловала город гербом Российским (см. также Погоня (герб)).

      Годы Великой Отечественной войны

      14 июля 1941 года город был оккупирован немцами.

      20 сентября 1943 года войсками Калининского Фронта в ходе Духовщинско-Демидовской операции Велиж был освобождён силами 4-й ударной армии

      Транспорт

      Велиж находится на магистральной автодороге Невель — Смоленск, также имеется автодорога на Витебск.

      Автобусное сообщение со Смоленском, Витебском, Санкт-Петербургом.

      Расстояние до железнодорожной станции Рудня — 93 километра.

      С 1945 года до 2005 года в городе и его окрестностях действовала Барановская узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Велижскому леспромхозу. Она не имела выхода на магистральную железнодорожную сеть.

      До 1990-х годов существовало грузовое и пассажирское судоходство по реке Западная Двина.



      Валерий Рузайкин 2014-01-08 00:22:19

      Хороший был городок в советское время,все при деле,всё строилось,бездельников не было.

      Добавить комментарий
      Комментарий
      Отправить