Винницы Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Ленинградская область |
Муниципальный район | Подпорожский |
Сельское поселение | Винницкое |
Автомобильный код | 47 |
Координаты | Координаты: 60°37′54″ с. ш. 34°46′00″ в. д. / 60.631667° с. ш. 34.766667° в. д. (G) (O) (Я)60°37′54″ с. ш. 34°46′00″ в. д. / 60.631667° с. ш. 34.766667° в. д. (G) (O) (Я) |
Код ОКАТО | 41 236 804 001 |
Население | 2272 человека (2007) |
Часовой пояс | UTC+4 |
Телефонный код | +7 81365 |
Первое упоминание | 1137 |
Национальный состав | русские, вепсы |
Почтовый индекс | 187760 |
Винницы (вепсск. Vingl) — село в Подпорожском районе Ленинградской области, административный центр Винницкого сельского поселения.
Вепсская культура
Село считается центром расселения вепсского народа.
В 1998 году в селе Винницы создан центр по возрождению исконных ремесел вепсского народа: ткачество, плетение из бересты, лозы, вышивка, лоскутное шитье.
С 1987 года ежегодно, 16 июня, проходит традиционный вепсский фольклорный праздник-фестиваль «Древо жизни», на который собираются несколько тысяч человек из Ленобласти, Карелии, Мурманской и Вологодской областей.
На базе Дома Культуры создан Вепсский центр фольклора. Представлена этнографическая экспозиция «Мы — вепсы».
Религия
В селе действует приходская церковь Смоленской иконы Божией Матери. Эта деревянная церковь была построена в 1676 году (была освящена во имя св. Николая) и первоначально находилась в Паданской пустыни, неподалёку от Винниц. После пожара 1785 года, когда сгорела приходская церковь в Винницах, Николаевская церковь была перевезена в село и являлась приходской до 1873 года. 7 (19) марта 1871 года был освящён новый храм во имя Василия Великого, а 17 (29) марта 1873 года — приделы св. вмч. Дмитрия Солунского и св. Николая Мирликийского чудотворца (эта церковь была закрыта в 1935 году, её здание не сохранилось). Вскоре после этого Николаевская церковь была закрыта и её было решено снести. Однако стараниями местного крестьянина Д.П. Калкасова эта церковь была перевезена на новое место, восстановлена и 20 июня (2 июля) 1883 года освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь была закрыта в 1935 году, возвращена церкви в 1991 году. К ней приписаны две церкви — Покрова Пресвятой Богородицы в Чикозеро и св. Николая чудотворца в Ярославичах, а также три часовни — св. преподобного Сергия Радонежского в Гонгиничах, св. пророка Илии в Сарозеро и св. равноап. великого князя Владимира в Ладве.
Демография
Численность населения
Изменение численности населения за период с 1926 по 2007 год:
Национальный состав
Винницы на сегодня считаются центром расселения вепсов Ленинградской области. Однако этнический состав населения села лишь отчасти соответствует этому статусу, и то с относительно недавнего времени. В источниках XIX века фиксируется безраздельное господство в селе русского населения. Так, список населённых мест Олонецкой губернии 1873 года (скрупулёзно зафиксировавший даже «обруселую чудь») в составе винницкого куста не отмечает ни одной «чудской» деревни. По данным переписи 1926 года в Тукшинском и Винницком сельсоветах Винницкой волости из 2541 человека населения проживало лишь 40 вепсов (1,6 % населения).
Ситуация начинает меняться лишь после того, как Винницы, получившие статус районного центра, стали привлекательными для вепсских мигрантов с периферии Винницкого района. Уже в 1939 году в селе Андроновское (это лишь часть современных Винниц) насчитывалось 47 вепсов, и они составляли 18,2 % его населения. В послевоенный период приток переселенцев продолжился, и к 1989 году доля вепсов в Винницах достигла примерно трети населения.
Следует отметить, что массовая миграция вепсов в Винницы способствовала развитию ассимиляционных процессов в вепсской среде. Значительная часть вепсов, поселившись в Винницах, вступала в браки с местными русскими, и потомки этих смешанных пар в подавляющем большинстве случаев считали себя именно русскими. Широкая метисация в определённой мере объясняет резкие колебания численности вепсов между некоторыми переписями (в частности, между переписями 1989 и 2002 гг.), т.к. потомки от смешанных браков в разные годы могли по-разному определять свою национальность, что зависело, в частности, и от изменений политической конъюнктуры.