Октябрь (Ярославская область)

Страна Россия
Субъект федерации Ярославская область
Муниципальный район Некоузский
Сельское поселение Октябрьское
Часовой пояс UTC+4
Посёлок с 1995
Прежние названия до 1957 — населённый пункт Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия
Автомобильный код 76
Координаты Координаты: 57°49′32″ с. ш. 37°23′25″ в. д. / 57.825556° с. ш. 37.390278° в. д. (G) (O) (Я)57°49′32″ с. ш. 37°23′25″ в. д. / 57.825556° с. ш. 37.390278° в. д. (G) (O) (Я)
Население 1634 человека (2007)
Код ОКАТО 78 223 827 001
Основан 1949

Октябрь — посёлок, расположенный в западной части Некоузского района Ярославской области. Центр Октябрьского сельского поселения.

Образован в 1949 году. История посёлка неразрывно связана с Мокеиха-Зыбинским торфопредприятием, для проживания работников которого он и создавался. Неофициально посёлок именуется Мокеиха Первая (в 15 километрах к северу находится Мокеиха Вторая, для которой данное название служит официальным).

В 1957—1995 годах Октябрь имел статус посёлка городского типа.

Строительство посёлка

Отчуждение земель под строительство посёлка и подготовку площадей под добычу торфа началось в 1947 году. По первоначальному генеральному плану должны были построить пять предприятий. Посёлок Мокеиха I — планировалось построить на возвышенном месте в 5 километрах от станции Пищалкино в районе деревни Дуброво.

В 1948 году приступили к строительству дороги от станции к месту будущего посёлка. Но в 1949 году эти работы были прекращены, так как принято решение строить посёлок хоть и в болотистой низине, но зато рядом со станцией, что давало значительную экономию средств и во время строительства и во время дальнейшей работы торфопредприятия. На этом месте сейчас и находится посёлок Октябрь.

В 1949 году началось строительство посёлка. Начало поступать оборудование, трактора, автомобили, получено два экскаватора. Но экскаваторы, изготовленные в те годы были малопроизводительные. Первым директором заказчиком был Раффа Константин Иванович, а первым начальником строительного управления Ляпигов Леонид Васильевич.

С поступлением оборудования с районов вербовки стали прибывать рабочие. Первоначально рабочих приходилось расселять по деревням: Пищалкино, Корнеиха, Печище, Суетка, Парфёново, Рагулиха, Задорье, Горка, Запрудье, Новоселье, Дуброво, Новинки, Соловцы, Зайцево, Шолдомеж, Рудейха, Горшково, Федосеиха, Добрыни, Дельки. Численность рабочих стройуправления доходила до двух тысяч человек.

1949 год был трудным годом для успешного ведения строительных работ. Первая трудность — это бездорожье. Рабочим приходилось к месту работы из деревень ходить пешком. Создавались огромные трудности по обеспечению рабочих продуктами питания. Все грузы и стройматериалы поступали на станцию Пищалкино, а от станции перевозились на тракторах к месту строительства. Автомобилями перевозки грузов в основном производились в жаркий летний период и зимой. А остальное время простаивали или работали автоприцепом. Большие трудности создавались из-за отсутствия электроэнергии, а также отсутствия ремонтных мастерских.

Для преодоления некоторых трудностей наскоро были построены: кузница, которая находилась в рубленой избушке, установлен токарный станок в небольшой сараюшке. Токарный станок приводился в движение от мотоциклетного двигателя. Распиловка леса производилась пилорамой и вручную. Пилорама пускалась в работу через ременную передачу от колеса автомобиля ЗИС-50. Автомобиль устанавливался на клетке, вывешивался, ремень одевался на колесо автомобиля и колесо пилорамы. Автомобиль запускался, включались передачи и пилорама приводилась в движение. В 1949 году было построено три деревянных барака.

В то время своей школы в посёлке не было. Детям рабочих приходилось ходить за пять километров в Задорскую школу. Рабочие и служащие подняли вопрос перед Сельским Советом об открытии временной школы. Просьба была удовлетворена. Один из бараков заняли под школу. В школе обучалось 110 учащихся: 7 кл., 6 кл., 5 кл., 2—4 кл., 1—3 кл. Оборудования никакого не было. Заниматься было трудно. По неизвестной причине в ноябре 1951 года барак сгорел. Встала необходимость в быстром завершении строительства школы. Дети были распущены на каникулы. Были ускорены темпы строительства новой школы и закончили её к 28 декабря 1951 года. В этот день была открыта новая школа. Было получено всё новое хозяйственное и учебное оборудование на 200 тысяч рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Записки путешественников