Поделиться:
 

Арташат Посмотреть на карте

Христианизация и язычество

В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель). На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам.

Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богини армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира. Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира — в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория — в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ:

Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней — Гарни.

Архитектура

Архитектура современного Арташата

Арташат имеет генеральный план, впервые разработанный и утверждённый в 1948 году. В 1968 году генеральный план был пересмотрен. Большая часть зданий в городе 3-5-этажные.

Архитектура древнего Арташата

Античные термы Арташата

Античные термы Арташата

Строительство церкви Святой Ованес в Арташате

Строительство церкви Святой Ованес в Арташате

Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами. Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.

При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов, глиняных светильников и других видов керамики, относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини, Аргиштинхили. На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стертыми изображениями жрецов или богов.

Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук/водопровод, бани и прочее) — по всей видимости это все и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.

Так как город находился у слияния рек Аракс и Мецамор, Арташат был защищён и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом. У мецаморского моста дорога разветвлялась — в северо-западном направлении она вела к Вагаршапату, а в юго-восточном — в Иран. Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.

Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой. Защитники города пользовались в те времена луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на первом холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт.

В сентябре 2007 года в Арташате был обнаружен языческий храм, посвящённый древнеармянскому богу солнца — Михру. Была также найдена публичная баня, состоящая из 7 комнат с мозаичным полом площадью по 75 м каждая.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить