Поделиться:
 

Автуры 43°10′00″с.ш.46°00′00″в.д./43.166667°с.ш.46°в.д.43°10′00″с.ш.46°00′00″в.д./43.166667°с.ш.46°в.д.

Страна Россия
Субъект федерации Чечня
Муниципальный район Шалинский
Часовой пояс UTC+4
Автомобильный код 95
Национальный состав чеченцы
Население 18330[1] человек (2002)
Код ОКАТО 96 237 802 001
Прежние названия Ново-Садовое
Координаты Координаты: 43°10′00″ с. ш. 46°00′00″ в. д. / 43.166667° с. ш. 46° в. д. (G) (O) (Я)43°10′00″ с. ш. 46°00′00″ в. д. / 43.166667° с. ш. 46° в. д. (G) (O) (Я)
Почтовый индекс 366306

Автуры (чеч. Эвтара) — село (аул) в Шалинском районе Чечни.

Население — 20,0 тыс. жителей (2009).

Село расположено у подножья Черных гор, на реке Хулхулау (по-чеченски Хули, бассейн Сунжи). в 6 км восточнее города Шали. Ближайшие сёла: на востоке — Курчалой, на юго-востоке — Гелдыген, на юге — Цоци-юрт, на северо-западе — Сержень-Юрт.

В селе действуют школы, школа-интернат, диспансер, больница. Восстанавливается Северо-Кавказская бройлерная птицефабрика, уничтоженная в ходе военных действий в 1994—1996 годах.

История

Предположительно село основано сразу же после того, равнину покинули татаро-монгольские войска в XIV веке. По преданию, жители села приглашали в село княжить разных представителей других народов (в частности кумыкских и кабардинских князей, роль которых заключалось быть медиаторами и не более, им не разрешалось обогащаться за счет сел, и они действовали по принципу «с чем пришли, с тем и уйдете»). Во время Кавказской войны (до 1859 года) в селе проходили крупные военные столкновения армии имама Шамиля с русскими войсками. Здесь проходили совещания имамам Шамиля, которые стали своего рода историческими по итогам принятых решений (к примеру, именно здесь Имам Шамиль решил объявить, что власть будет передаваться по принципу наследования), а в 1851 году село было выделено в составе имаматсва в отдельную административную единицу — наибство (самыми известными среди наибов села были Ахмад Гуноевский и Тюрша Цикаройский). Наиб Тюрши был примечателен своей доблестью, отвагой, стремлением к справедливости. К примеру, Шейх Кунта — Хаджи, однажды посетивший с. Автуры с миссией сватовства, был огорчен отцом предполагаемой невесты, который отказался удовлетворить ходатайство Шейха. На выезде из села, возвращающемуся домой Шейху Кунта — Хаджи встретился Тюрши. Узнав причину неудовлетворенности делегации, Тюрши сам был очень огорчен, и настоятельно просил делегатов сватовства вернуться с ним в село, дабы не отпустить их без оказания должного уважения и гостеприимства. Дело закончилось тем, что Шейх Кунта — Хаджи и сопровождающие его сподвижники уехали увозя с собой невесту сосватанную при непосредственном участии Тюрши. Точку в этом деле поставила молитва сотворенная Шейхом Кунта — Хаджи, на околице села, с просьбой к Всевышнему даровать тейпу ЦIикарой благоденствие и достаток (что могут подтвердить старожилы и религиозные деятели села Автуры). Кстати говоря, сами представители тейпа ЦIикарой считают, что молитва сотворенная Шейхом исполнилась, что подтверждается отсутствием в их роде воров, стяжателей, а также благоденствием их тейпа. Раннее на территории села (до начало военных действий в 1994 г) были расположены самые красивые и известные в республике лагеря отдыха для детей Горный родник, Гагарина и другие. В 1996 года данные лагеря обрели не самую лучшую известность в связи с организацией на их территориях эмиром Хаттабом лагерей по подготовке боевиков (до октября 2000 года). В центре села находится один из самых почитаемых зияратов (культовое религиозное место, в данном случае место захоронение суфийского шейха кадирийского тариката Бамат-Гирей-хаджи Митаева) республике устаза шейха Бамат-Гирей хаджи Митаева (сами последователеи шейха называют его Овда, он был мюридом суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева), умер в ссылке в городе Калуга 11 сентября 1913). Сын шейха Бамат-Гирей-хаджи Митаева Али Митаев вошел в историю Чечни как видный политический и религиозный деятель начало 20-х годов. Из села вышли десятки ученых, со степенями кандидатов и докторов наук в различных областях.

Тейпы

В селе проживают представителе многочисленных чеченских тейпов:

  1. Харачой,
  2. Хой,
  3. Цикарой,
  4. Ялхой,
  5. Гуной,
  6. Дишний,
  7. Чермой,
  8. Макажой, и др.

 


 

Хасан Гапураев 2018-12-23 08:30:20

В настоящее время в селе проживает до 50 тысяч человек,22 тайпа,8 вирдовых братств,3- школы,3 - детских сада, участковая больница,Бройлерная птицефабрика,госхоз,лесхоз,восстановлен 1- оздоровительный лагерь для детей.15 магазинов,4-почтовых отделения,3-моста через Хулхулау:1-авто,2-пешеходн.5-асфальт.улиц,5-водонапорных артскважин.(Заметка писателя Хасана Гапураева).

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить