Балаково 52°00′00″с.ш.47°48′00″в.д./52°с.ш.47.8°в.д.52°00′00″с.ш.47°48′00″в.д./52°с.ш.47.8°в.д.
Инфраструктура
Городской транспорт
Пассажирские перевозки осуществляются автобусами и троллейбусами (см. Балаковский троллейбус). В 2002 году был запущен в эксплуатацию новый участок контактной сети, что позволило увеличить количество троллейбусных маршрутов.
Связь между двумя частями города осуществляет шлюзовой мост. В 2003 году было принято решение о строительстве второго мостового перехода через Судоходный канал.
Стоимость проезда в городском транспорте:
- Маршрутное такси — 12 рублей.
- Автобус — 10 рублей.
- Троллейбус — 10 рублей.
Междугородний транспорт
Имеется автовокзал, железнодорожная станция Балаково, речной вокзал.
Ранее в Балаково имелся аэропорт "Балаково", у села Малая Быковка, который до конца 1990-х принимал регулярные авиарейсы. Но в 2003 году его решили закрыть.
Известные уроженцы и жители
История
Усадьба Мальцева в исторической части города
Основатели завода — братья Мамины
Историческое прошлое г. Балаково прослеживается с первой трети восемнадцатого века: в архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, датированный 1738 годом, в котором упоминается казачье луговое владение Балаков юрт, расположенное в двух верстах от Волги. 14 декабря 1762 императрица России Екатерина II издала манифест, призывающий старообрядцев, некогда бежавших в Польшу, вернуться из-за границы в Россию и селиться на землях между реками Большой и Малый Иргиз. Ревнителям старой веры выделялось в пользование 70 тысяч десятин (чуть более 76 тысяч гектаров) лучшей заволжской земли. Вернувшиеся старообрядцы основали несколько новых населённых пунктов, в том числе и село Балаково. К концу XVIII века Балаково представляло собой волжское село, не знавшее помещичьего землевладения, и уже в середине XIX века стало по своей торговой значимости вторым населенным пунктом в губернии после Самары.
Удобное расположение на судоходных путях помогло селу быстро вырасти за счет торговли пшеницей. С развитием хлебной торговли рос грузооборот пристаней, увеличивался флот грузовых и пассажирских судов. Для их ремонта создавалась судоремонтная промышленность. В начале XX века село значительно расширило свои границы, в несколько раз выросла его промышленность, и в мае 1911 года был подписан Высочайший указ о присвоении Балакову статуса города с правами самоуправления. Накануне революции 1917 года в городе было 6 церквей, 7 школ, хлебная биржа, электростанция, чугунолитейный завод Фёдора Блинова и механический завод нефтяных двигателей братьев Маминых, судоремонтные и мебельные мастерские, лесопилки, мельницы, коммерческое училище, земская больница, библиотека. Изобретатели-самоучки Федор Абрамович Блинов и Яков Васильевич Мамин прославили Балаково как родину первого в мире гусеничного трактора, колесного самохода и русского дизеля.
Облик старого Балакова создавали такие зодчие, как Х. Ф. Мейер и академик Ф. О. Шехтель. Бережно сохраняя и восстанавливая исторический ландшафт центральной части, балаковцы постоянно совершенствуют облик нового, молодого города с просторными аллеями, прямыми, как стрела, проспектами, стройными зданиями с нарядными фасадами. До 1928 года Балаково входил в состав Самарской губернии, после — Саратовской области.