Поделиться:
 

Базарный Карабулак Посмотреть на карте

Более 380 детей обучаются в детской школе искусств, которая в 1997 году отметила свой 30-летний юбилей. В 1995 году в посёлке был открыт районный музей истории и краеведения. Работают драматический и кукольный театры.

Транспорт

Базарный Карабулак соединён автомобильными трассами с областным центром — Саратовом, соседними районными центрами — п. г. т. Новые Бурасы и селом Балтай, а также с городом Вольском и Камешкирским районом Пензенской области. Имеется железнодорожная станция Карабулак и станция Высотная на однопутной неэлектрифицированной линии Аткарск — Сенная. Аэропорт местной и сельскохозяйственной авиации в настоящее время не действует.

В Базарном Карабулаке работает ПАТП, осуществляющее автобусное движение по внутрипоселковым, внутрирайонным и межрайонным маршрутам.

История Карабулака

Люди на территории Базарно-Карабулакского района района появились около 13 тысяч лет назад, что подтверждается бронзовыми мечами и наконечниками, найденные у села Шняево.

До XVII века племена мордвы занимались бортничеством и охотой, татары кочевали с табунами лошадей и овец, изредка останавливаясь на своих станах. Самое крупное становье располагалось между ОАО «Базкомплект» и вспомогательной школой. Там было обнаружено татарское кладбище с памятными камнями на могилах. Отсюда и татарское название Карабулак, что означает: кара — «черный», булак — «ручей».

Районный центр — посёлок Базарный Карабулак — возник как сторожевой пост в 1692 году. В конце XVII века для обороны Российского государства создавались засечные линии, укреплённые стенами с башнями, крепости и отдельные сторожевые посты на пути возможного проникновения кочевников с юга и юго-востока. Солдатам на сторожевых постах разрешалось заниматься хлебопашеством, обзаводиться семьями и домашним скотом. Так возникло сельцо Никольское в районе больницы — первоначальное селение, давшее затем жизнь Базарному Карабулаку. Наибольшее развитие и значимость село Карабулак приобрело к концу XIX века, когда оно становится самым оживлённым торговым центром как для севера Саратовского уезда, так и для ближайших волостей Петровского, Кузнецкого и Вольского уездов. На проходившие ежедневно базары съезжались до 11000 подвод, а в отдельные ярмарочные дни гораздо больше. Тогда же село получило своё полное название — Базарный Карабулак. Вместе со считавшимся отдельно селом Завьяловка в Базарном Карабулаке к началу XX века насчитывалось более 7 тыс. жителей.

Помимо торгового дела основным занятием карабулакцев было кожевенное производство. К концу ХIХ века в Базарном Карабулаке было около 170 кустарных кожевенных мастерских. Кроме того в селе работали 2 паровые и несколько водяных мельниц, маслобойни и гончарные мастерские.

В 1895 году в село пришла железная дорога. 1 сентября 1895 года от станции Карабулак, построенной в 7-ми верстах от села отошёл первый поезд. В этот день была сдана в эксплуатацию 2 очередь линии Аткарск — Привольская, соединившей север Саратовской губернии как с Москвой, так и с городом Вольском — крупной волжской пристанью.

В декабре 1939 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Базарному Карабулаку присвоен статус рабочего посёлка.

***

Смолякина Зинаида (отчество неиз.) написала много стихов . Была самой творческой натурой и немного ранимой поэтессой.Жила в Саратове с известном художником тоже , как она творческой натурой Борис Давыдов.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить