Белорецк Посмотреть на карте
XX век
Водонапорная башня, достопримечательность города Белорецк, памятник истории и культуры. Построена в 1916 году по немецкому (Фирмы Вогау и Ко)проекту на средства Белорецкого железоделательного завода. Снабжала водой дома Верхнего селения. Водонапорная башня была самым высоким строением в городе: высота 513,6 м над уровнем моря, 18 м над уровнем земли. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). В верхней части башни сооружена смотровая площадка.
К 1917 году были 2 доменные и 3 мартеновские печи, сутуночный и проволочный станы. Рабочие завода активно участвовали в революционном движении на Южном Урале.
В июле 1918 года из рабочих завода был сформирован 270-й Белорецкий социалистический полк, совершивший рейд в составе Уральской партизанской армии под командованием В. К. Блюхера.
Статус города Белорецк получил 22 декабря 1923 года, согласно указу Президиума Башкирского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов (БАШЦИК) «О переименовании Центра Тамьяно-Катайского кантона Белорецкий завод в город Белорецк».
В 1952—53 гг. входил в состав Стерлитамакской области.
За годы Советской власти завод реконструировался и расширялся, осваивались новые виды продукции, проводилась механизация и автоматизация производственных процессов. В 1957 году на базе металлургического завода был основан комбинат с присоединением большого Тирлянского листопрокатного завода, Туканского рудника и сталепроволочно-канатного завода. Особенно широкое развитие предприятия комбината получили в годы Великой Отечественной войны. Комбинат награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).
В 1970-е годы Белорецк и его окрестности стали местом съемок сразу нескольких фильмов: приключенческие ленты «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», 30-ти серийный телефильм «Вечный зов». Белоречане снимались в эпизодах и массовых сценах. Летом 2003 года в Белорецке были сняты эпизоды из фильма режиссёра Булата Юсупова «Пупок» по повести Мустая Карима «Долгое, долгое детство».
Белорецкая узкоколейная железная дорога (БЖД)
Узкоколейная железная дорога была построена в 1910—1914 годах для нужд Белорецкого металлургического комбината.
Немецкие компании «Вагау» и «Артур-Копель» были главными подрядчиками строительства.
Строительство началось в 1910 году, а уже в ноябре 1912 года первый поезд отправился с Запрудовки в Тирлян.
В 1913 году закончено строительство железной дороги Запрудовка — Тирлян — Белорецк. Несколько десятилетий дорога была основной транспортной артерией для Белорецка и его предприятий.
Железная дорога соединила станцию Запрудовка Челябинской области с Белорецком, а также с отдаленными поселками Инзер и Тукан. Долгое время БЖД была одной из трех самых протяженных подобных дорог бывшего СССР.
В 1915 году проводились изыскательские работы по строительству узкоколейной железной дороги Белорецк — Магнитная, но планам не удалось сбыться, так как началась Первая мировая война.
В 2007 году дорога была демонтирована.
XXI век
В 2002 г. по экономическим соображениям домны и мартены Белорецкого металлургического комбината были выведены из эксплуатации, основой производства Белорецкого металлургического комбината является теперь сталепроволочно-канатное производство.