Брюссель Посмотреть на карте
В конце XIX века доминирующую позицию переняла валлонская (франкоязычная) община, поэтому большинство строений XIX—XX веков были выполнены во французском стиле. Один из основателей стиля модерн с его плавными необычными формами, Виктор Орта обучался в Бельгийской Академии искусств в Брюсселе и после окончания обучения начал преобразовывать город. Четыре дома по проекту Орта были занесены в список объектов Всемирного наследия: дом Эдмона Тасселя, Музей Орта, дом Сольвей, дом Ван Этвельде. Другой пример югендстиля из списка Всемирного наследия — дворец Стокле, построенный в начале XX века венским архитектором Йозефом Хоффманом. Во время расцвета ар-нуво город активно разрастался, поэтому многие брюссельские пригороды могут похвастать архитектурой в стиле модерн. Наиболее примечательны в этом плане коммуны Иксель, Эттербеек, Схарбек и Сен-Жиль.
После окончания Первой мировой войны популярным становится стиль ар-деко, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Некоторые строения были выполнены в этом стиле (например, архитектура базилики Святого Сердца являет собой смешение ар-деко и неоготики), однако Брюссель остался столицей ар-нуво.
Ратуша — образец поздней брабантской готики. Была построена в начале XV века, заново отстроена в XVIII веке
Гильдейские дома в стиле фламандского барокко (конец XVII — начало XVIII века)
Дом-музей Виктора Орта в стиле ар-нуво (1898 год)
Смешение стилей ар-деко и неоготики в архитектуре базилики Святого Сердца (XX век)
Брюсселизация
Транспорт
Авиатранспорт
Брюссель обслуживают два международных аэропорта:
- Брюссель-Шарлеруа в Шарлеруа — 50 км южнее столицы
- Брюссель-Завентем — 12 км к северо-востоку от Брюсселя в одноимённой коммуне
Автомобильный транспорт
Магистраль R0 с указателем на аэропорт Завентем
В Брюсселе сходятся многочисленные линии автомобильных сообщений страны. Автомагистральная сеть похожа своим устройством на французскую дорожную сеть: подобно парижскому бульвару Периферик, в Брюсселе существует кольцевая автомагистраль R0, к которой сходятся дороги со всех направлений. Вся сеть автомагистралей хорошо освещена.
Из-за большого скопления транспорта на крупных перекрестках, солидная часть дорог была перенесена под землю. Так, под землей скрыты не только прямые участки, но и развилки и даже светофоры. Один из туннелей ведет напрямую от магистрали в восточной части города в квартал, где расположены учреждения ЕС.