Кардифф 51°28′48″с.ш.3°10′48″з.д./51.48°с.ш.3.18°з.д.51°28′48″с.ш.3°10′48″з.д./51.48°с.ш.3.18°з.д.
Другими свидетельствами римского присутствия в ближайших окрестностях Кардиффа являются остатки виллы в районе Элли и сохранившиеся участки дороги, соединявшей Кайрлеон и Нит и упоминаемой в «Итинерарии Антонина».
Новое время
Конец XVII века и большая часть XVIII столетия прошли для Кардиффа в равномерном развитии, были открыты первая государственная школа, гостиница, пивоварня, лудильный цех и паб. Обновлены ратуша и пристань. Началом следующего этапа развития города стало получение владетелями Бьюта, имевшими большое количество собственности в Гламорганшире, титула баронов Кардиффа. Джон Стюарт, первый маркиз Бьют, стал носить это звание с 1776 года. Уже через два года он начал восстановительные работы в Кардиффском замке. В 1790-е годы в городе появились ипподром, печатная мастерская и кофейня. Адвокат Джон Вуд открыл первый банк Кардиффа. К 1796 году город имел ежедневное сообщение дилижансом с Лондоном, и регулярные рейсы на Бристоль и Бат. К 1807 году почтовое сообщение было налажено таким образом, что корреспонденция из Лондона прибывала в Кардифф в течение одного дня. Однако, это были лишь первые шаги нового этапа прогресса Кардиффа, который по переписи 1801 года с населением в 1870 горожан занимал двадцать пятое место по величине среди городов Уэльса.
В 1814 году Джон Крайтон-Стюарт, второй маркиз Бьюта, унаследовал титул и владения, и начал активную деятельность по возведению доков Кардиффа — дело, на которое он потратил свою жизнь и за которое он был назван «творцом современного Кардиффа». Кроме того, в 1815 году было открыто регулярное морское сообщение с Бристолем с периодичностью рейсов 2 раза в неделю. В 1821 году был основан Кардиффский газовый завод.
«Доки королевы Александры», 1907 год.
«Доки Бьюта» были официально открыты в октябре 1839 года, спустя два года было завершено строительство «Железной дороги долины Таф» (англ. Taff Vale Railway), соединявшей угольные месторождения долин Гламоргана с Кардиффом. В 1855 году были построены «Восточные Доки Бьюта». Создание подобной транспортной инфраструктуры и возросшие потребности в угле привели к значительному увеличению значения Кардиффа как торгового порта. Если в первой трети XIX века в этой области первенствовали Ньюпорт и Суонси, то к середине столетия Кардифф стал крупнейшим портом Уэльса по объему отгрузок угля:
Порт | Внутренние отгрузки | Экспорт | ||
---|---|---|---|---|
1840 | 1851 | 1840 | 1851 | |
Ньюпорт | 482 398 | 451 491 | 7 256 | 151 668 |
Кардифф | 162 283 | 501 002 | 3 826 | 249 001 |
Суонси | 460 201 | 352 247 | 33 089 | 41 502 |
Экономический подъем привел и к росту населения города, который происходил за счёт миграции. К 1841 году четверть населения Кардиффа составляли уроженцы Англии, а около 10 % были иммигрантами из Ирландии. В 1871 году Кардифф стал самым большим городом Уэльса, превзойдя по количеству жителей Мертир-Тидвил и Суонси.
В 80-х годах XIX века позиции Кардиффа в качестве основного «угольного» порта пошатнулись с открытием доков в городке Барри, гавань которого имела преимущество, поскольку её судоходность не зависела от приливов. Уже в 1901 году объемы угля, перевозимого через Барри, превысили показатели порта Кардиффа, однако это не снизило значение последнего для угольной промышленности, так как все основные предприятия, координирующие торговлю углем, базировались в Кардиффе. В частности, в 1886 году была открыта «Угольная биржа» (англ. Coal Exchange), на которой в 1907 году состоялась первая в мире сделка на сумму в 1 миллион фунтов стерлингов.