Поделиться:
 

Мариуполь Посмотреть на карте

В 1990—2000-х годах также были переименованы следующие улицы и площади:

  • ул. Карла Либкнехта (часть — к востоку от проспекта Металлургов) — ул. Митрополитская,
  • пер. Республики — ул. Университетская (в центре города),
  • пл. у плавбассейна «Нептун» — пл. Независимости.
  • пл. Конституции — пл. Машиностроителей (у парка Петровского),
  • ул. Серго — ул. Якова Гугеля (в Орджоникидзевском районе) — в честь руководителя стройки и первого директора «Азовстали»,
  • ул. Апатова (часть — к востоку от проспекта Металлургов) — ул. Итальянская,

История

Современный период

Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая повлекла за собой экономические и политические перемены и в Мариуполе. 13 января 1989 гг. Жданову по просьбе его жителей возвратили историческое название — Мариуполь.

Советский период

30 декабря 1917 года в Мариуполе в результате вооружённого восстания была установлена Советская власть. В начале апреля 1918 года красноармейский отряд под командованием В. А. Варганова выступил на фронт против немецко-австрийских оккупантов. Осенью 1918 г. на смену немецко-австрийским оккупантам пришли белогвардейцы, поддержанные французскими военными кораблями. 29 марта 1919 года Мариуполь был освобожден 3-й бригадой (комбриг Н. И. Махно) 1-й Заднепровской советской стрелковой дивизии (начдив П. Е. Дыбенко). Но в конце мая части, преданные Н. И. Махно, ушли с боевых позиций, оголив фронт. Белогвардейцы вновь захватили Приазовье и Мариуполь.

В марте 1920 года в Мариуполе создаётся Красная Азовская военная флотилия, первым командиром которой был С. Е. Маркелов. Флотилия провела на Азовском море ряд успешных боевых операций против белогвардейского флота Врангеля. После гражданской войны Красная Азовская военная флотилия была перебазирована в Севастополь и на её основе началось возрождение Черноморского флота. Интервенты и белогвардейцы нанесли огромный ущерб промышленности и транспорту г. Мариуполя и только героические усилия трудящиеся города помогли его возрождению.

В 1920 г. были национализированы и объединены металлургические заводы Никополь-Мариупольский и «Русский Провиданс» в один завод, которому в 1924 г. присвоено наименование им. Ильича. В начале 30-х годов главной стройкой города стал металлургический завод «Азовсталь».

К концу 30-х годов г. Мариуполь значительно вырос и преобразился. Если в 1925 г. в нём проживало чуть более 50 тыс. чел., то к 1941 г. население увеличилось до 241,1 тыс. чел. Появились новые многоэтажные дома в заводских районах, широкое развитие получило индивидуальное строительство жилья. В 1925 г. первые автобусы начали курсировать между центром города и отдалёнными районами — портом и заводом им. Ильича. В 1933 г. была пущена первая трамвайная линия, соединившая город с заводом им. Ильича, а позже — с портом. Освещались и озеленялись улицы. Новые парки появились в заводских посёлках и в порту.

Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Понтонные мосты, бронеколпаки для пулемётных гнёзд, бронеплощадки для дотов, противотанковые ежи изготавливали на заводе металлоконструкций. На заводе «Азовсталь» производили корпуса для авиабомб и стволы батальонных миномётов. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить