Сапала 38°54′10″ю.ш.70°03′54″з.д./38.902778°ю.ш.70.065°з.д.38°54′10″ю.ш.70°03′54″з.д./38.902778°ю.ш.70.065°з.д.
Герб Сапала
| |
Страна | Аргентина |
Провинция | Неукен (провинция) |
Департамент | Департамент Сапала |
Официальный сайт | http://www.zapala.com.ar/ (исп.) |
Часовой пояс | UTC-3 |
Мэр | Мариа Соледад Мартинес |
Почтовый индекс | Q8340 |
Координаты | Координаты: 38°54′10″ ю. ш. 70°03′54″ з. д. / 38.902778° ю. ш. 70.065° з. д. (G) (O) (Я)38°54′10″ ю. ш. 70°03′54″ з. д. / 38.902778° ю. ш. 70.065° з. д. (G) (O) (Я) |
Основан | 1913 |
Телефонный код | 02942[1] |
Население | 31 534 человек (2001) |
Сапала (исп. Zapala, произносится /араlа/) — город на севере аргентинской Патагонии, в центре провинции Неукен, административный центр одноименного департамента. Сапала расположен в предандской патагонии. Высота — 1050 м над уровнем моря.
Статус города Сапала получил в 1913 году. В наши дни является важным экономическим, транспортным и культурным центром провинции.
История
Индиейцы пеуенче и мапуче являлись первыми жители региона. С 1860 года стартовали первые воинские разведывательные экспедиции генералов Хулио Рока и Конрадо Вильегас в регион. После военной кампании «Завоевание пустыни» в регионе появились колонии. В 1913 году город был соединён с Неукеном и с восточной Аргентиной при помощи железной дороги, которая в настоящий момент носит имя Железная дорога Хулио Рока). Первый поезд прибыл на вокзал Сапала в следующем году. В 1913 году было утверждено предложение о разделе имущества между владельцами станции Сапала, семьи Траннак. Дата раздела имущества, 12 июля 1913 года, и стала днём основания города.
Появление железной дороги дало важный импульс развитию города на основании его статуса транспортного узла и начинающейся торговой активности. В Сапале началось производство кожи и шерсти. Благодаря железной дороге город смог поставлять эти продукты в крупные города.
Большая волна иммиграции прибыла в начале XX века. Большинство иммигрантов были из Чили, а также Италии, Сирии, Ливана, а также из других аргентинских провинций. В 1914 году были открыты почтовый и телеграфный офисы. Первый муниципальный совет был организован 20 февраля 1920 года.
Между 1935 и 1945 годами в городе были построены казармы Ковунко-Абахо, десятого горного пехотного полка, а также гарнизон аргентинской армии, в котором размещался четвертый кавалерийский полк. Благодаря развитию торговли и росту населения прежние общие магазины сменялись специализированными.
К настоящему времени Сапала является крупным центром в Неукене.
Транспорт
Городская автобусная станция
Сапала находится в 182 км к западу от Неукена. Город является крупнейшим транспортным узлом провинции и точкой отправления ко многими туристическими объектам аргентинской Патагонии. Железная дорога соединяет Неукен с пограничными постами с Чили примерно в 150 км от города. К северу и югу город соединяется через Национальную магистраль 40.
Железнодорожный
После национализации аргентинских железных дорог в 1948 году национальная компания Ferrocarril Roca приобрела железную дорогу компании Ferrocarril del Sud. Затем дорога была перекуплена в 1993 году компанией Ferrosur Roca. Вокзал — последняя станция линии, которая происходит из Баиа-Бланки, а затем из Неукена. Удлинение линии к Чили было прекращено в 1920-ых годах. В 2006 году предлагалось возобновление строительства. Провинциальное правительство инициировало строительство железной дороги из Сапалы, но вследствие дезактивации линии в городе Лонгимай, в Чили, проект вновь был приостановлен. Из-за расходов на строительство провинция влезла в долги почти на 190 миллионов песо.
Воздушный
В Сапале работает местный аэропорт Вице-коммодор Олеца. (-38.975278, -70.113333)
Автомобильный
Через Сапалы проходят две национальные автомагистрали: 22, которая соединает город с Неукеном к востоку и с Чили через переход Пино-Ачадо к западу, а 40, которая начинается в Кабо-Виргенес, провинция Санта-Крус и заканчивается в Ла-Кьяке, провинция Жужуй. Она ведёт к Чос-Малалю на север и к Хунин-де-лос-Андес на юг. В городе начинаются провинциальные автомагистрали 13, 14, 16 и 46, из которых первая ведёт на восток до Чили проходя через туристические пункты Примерос-Пинос и Вилья-Пеуэнии.