Поделиться:
 

Сортавала Посмотреть на карте

Архитектура

Центральная часть города состоит в основном из каменных 3-4-х этажных зданий постройки начала XX века (до 1930-х). Как правило, это постройки в стиле северного модерна (национального романтизма), неоклассицизма, наиболее поздние — функционализма, их авторы — известнейшие финские архитекторы Уно Вернер Ульберг, Готтлиб Элиэль Сааринен, Иохан Якоб Аренберг и др. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки сер. XIX века, как правило в стиле ампир. Наиболее примечательными зданиями являются :

  • Дом купца Сийтонена (арх. Устин).
  • Здание Объединённого Банка Северных Стран (арх. фирма GLS, 1905)
  • Здание лицея (арх. Иоган Якоб Аренберг, 1901)
  • Здание управления православной церкви Финляндии и церковь Иоанна Крестителя (арх. Юхани Вийсте, 1935)
  • Здание Банка Финляндии (арх. Уно Ульберг, 1915)
  • Здание гимназии (арх. Иоган Якоб Аренберг, 1911)

История

В составе Российской империи (1721—1917)

Сортавала в начале 20-го века

Сортавала в начале 20-го века

Во время Северной войны город подвергся сильному разрушению и вновь получил статус города только в 1783 году, в ходе губернской реформы Екатерины II Великой. В ходе этой реформы летом 1783 года Выборгская губерния была преобразована в Выборгское наместничество (без изменения территории). В 1811 году Выборгская губерния вошла в состав Великого княжества Финляндского (в 1809 году вошедшего в состав России). Сердоболь был центром Сердобольского уезда, одного из 9 уездов губернии. В конце XIX века имелось срочное пароходное сообщение с Санкт-Петербургом. Жителей было 1336, преимущественно финны. Имелась также финская учительская семинария, низшее ремесленное училище и 3 школы, 1 лютеранская и 2 православные церкви (из последних одна XVII в.); этнографический музей в здании ратуши. Торговля была незначительна; через Сердоболь вывозился в Россию камень, добываемый у северного берега Ладожского озера, верстах в 8 от города находились ломки чёрного и серо-чёрного сиенито-гранита, гранита и мрамора.

В ноябре 1893 года было завершено строительство 139-км ветки Антреа — Сортавала (части железной дороги Выборг—Йоэнсуу) — в Сортавалу была проложена железная дорога.

Военный и послевоенный периоды

После окончания войны в 1940 году, согласно Московскому договору город был передан СССР и вошёл в состав новообразованной Карело-Финской ССР. Город стал центром созданного Сортавальского района. В Сортавальский район прибывали переселенцы из Ленинграда и других промышленных центров, рабочие и колхозники из Украины, Белоруссии, Чувашии, Мордови, Вологодской и других областей СССР.

В 1941 году с началом войны между Германией в союзе с Финляндией и СССР финны вернули контроль над городом и удерживали его до сентября 1944 года. После завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941—1944 годов согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года — Сортавала снова отошла к СССР. В сентябре прошла вторая эвакуация мирного финского населения из Сортавалы. 22 сентября 1944 года последний поезд с беженцами отошел от станции Сортавала.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить