Мелитополь Посмотреть на карте
Освобожден город был 23 октября 1943 года войсками Южного (с 20.10.1943 — 4-го Украинского фронта) в ходе Мелитопольской операции.
Образование
Гордость города – два крупных государственных университета (агротехнологический и педагогический), в которых обучаются свыше 10 тысяч студентов из разных областей Украины, в университетах созданы научные советы по защите кандидатских диссертаций. Город Мелитополь по праву можно называть «городом квалифицированной молодежи».
В Мелитополе работают 3 высших учебных заведения:
- Мелитопольский институт экологии и социальных технологий "Украина".
- Таврический государственный агротехнологический университет,
- Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого,
Также в городе действуют 10 средних специальных, 26 общеобразовательных учебных заведений.
Транспорт
Железнодорожная станция
Мелитополь является одним из важнейших транспортных узлов юга Украины. Город находится на пересечении автомобильных дорог международного значения М-18 «Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта» и М-14 «Одесса — Мелитополь — Новоазовск». В город также ведут дороги областного значения Новониколаевка — Орехов — Токмак — Мелитополь и Гуляйполе — Пологи — Токмак — Мелитополь.
Железнодорожная станция Мелитополь играет важное значение на пути из Москвы и Харькова в Крым, в особенности благодаря расположенному в Мелитополе локомотивному депо.
Через мелитопольский автовокзал № 1 проходят междугородние автобусные маршруты, соединяющие город с большинством регионов Украины, Молдовой и Ростовом-на-Дону. От автостанции № 2 отходят пригородные автобусы в окрестные сёла и посёлки, в частности, в курортные посёлки азовского побережья.
Городской транспорт представлен 34 автобусными маршрутами. Прокладка троллейбуса началась в середине 1980-х, но была заморожена в 1990-е. С 1937 по 1941 годы в Мелитополе действовала детская железная дорога.
Экономика
Сегодня Мелитополь представляет собой активно развивающийся научно-промышленный центр на юго-востоке Украины с численностью населения 157 тысяч человек. Своим динамичным развитием город обязан машиностроительному производству, которое получило новый импульс благодаря появлению с 1990 года более 100 новых предприятий малого и среднего бизнеса машиностроительной сферы, объединенных в инновационно – технологический кластер «Агробум». Динамика преобразования машиностроения из «советской» модели в «европейскую» впечатляет многих, кто работает с нашими предприятиями либо приезжает в наш город. В Европе подобные небольшие промышленные заводы – основа муниципальных бюджетов. В городе много уникальных предприятий, которые уникальны или благодаря выпускаемой продукции, либо клиентами:
завод «БИОЛ» – производит антипригарную посуду, сравнимую с мировыми брендами; завод «ТАЛКО» – сотрудничает с «Дженерал Моторс», «Камоцци» и «Фесто»; завод «АВТОПРИВОД» – стратегический поставщик ряда деталей на конвейер Ярославского моторного завода, третья компания в мире освоившая вязкостную муфту на двигатель ЯМЗ; в городе работает единственный на Украине завод по производству двигателей на легковые автомобили «АВТОЗАЗ-МОТОР»; завод «АВТОЦВЕТЛИТ» единственный завод в Украине, который производит отливки из стали, в том числе нержавеющей, чугуна (СЧ, ВЧ), магния, алюминия; компания «РОСТА» – коммерциализация научных и инновационных разработок в отрасли сельхозмашиностроения и систем полива (связь науки и бизнеса); «Мелитопольский завод турбокомпрессоров» - уникальное предприятие по производству турбокомпрессоров для мобильной техники; завод «Термолит» - индукционные печи для литейного производства и другие продукты переработки металла, и иные предприятия выпускающие большой спектр запчастей – от гидроцилиндров и поршней до промышленных компрессоров и автомобильных автоподъемников. Ценность машиностроения города – предлагать не сырье, а продукты с дополнительной добавленной стоимостью, полученной при переработке сырья (металла).