Поделиться:
 

Стамбул Посмотреть на карте

Сохраняется немногочисленная община православных греков, до 1920-х годов составлявших значительное меньшинство населения оттоманской столицы (более 100 тысяч в начале XX века). В квартале Фанар (Фенер) расположен центр Константинопольской Православной Церкви (тур. Rum Ortodoks Patrikhanesi) и резиденция Вселенского Патриарха. Регулярное богослужение на церковнославянском языке совершается в 2-х небольших храмах в Галате (см. статью Афонские подворья (Константинополь)); на румынском языке служба в храме Святой Параскевы (Aya Paraskevi Rum Ortodoks Kilisesi, Kalaycıbahçe sok. No. 2, Hasköy / İstanbul).

Доступ для посещения немусульманских религиозных объектов, когда не проходит богослужение, в большинстве мест не совсем свободен, а в случае с синагогами может требовать предварительной записи.

Транспорт

Схема скоростного транспорта

Схема скоростного транспорта

Стамбул — крупнейший транспортный узел Турции. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. В городе имеются крупные морские порты и международные аэропорты.

Водный транспорт

Морская акватория Стамбула охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. Крупнейшие порты: Порт Хайдарпаша, Порт Йеникапи. Международный порт — Каракей. В городе действуют современные городские пассажирские корабли, т. н. «морские автобусы», осуществляющие регулярные морские рейсы между районами города, пригородами и близлежащими островами.

Общественный транспорт

Современный трамвай.

Современный трамвай.

В городе действует разветвленная сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов, трамвайное сообщение (см. Стамбульский трамвай), автопоезда системы Metrobus и метрополитен. Последний представлен следующими линиями: Тюнель, ветка Метрополитена (metro), ветка «Лёгкого метро» (hafif metro) и новый Тюнель — фуникулёр Таксим-Кабаташ, находящиеся в европейской части города. В городе существуют две линии пригородных поездов — европейская и азиатская.

В 2006 году начато строительство железнодорожного тоннеля «Мармарай» (срок окончания — планировался 2011 год) под Босфором, который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. В 2007 году строительство тоннеля приостанавливалось из-за раскопок древнего морского порта, обнаруженного в процессе строительства.

Существенная доля пассажирских наземных перевозок приходится на маршрутное такси (Долмуш) и водный транспорт (особенно для пассажиропотока между Азией и Европой).

Для оплаты общественного транспорта в Стамбуле используются наличные деньги, бумажные билеты, жетоны (платежные знаки), электронные билеты «эльбиль» (турецк. ELektronik BILet), универсальные проездные «акбиль» (турецк. AKıllı BILet — «разумный» билет) и «электронный бумажник» IstanbulKart. Акбиль, внешне выглядящий как небольшая металлическая «таблетка» оправленная в пластмассовый корпус, действует в городских автобусах, трамваях, фуникулерах, метро, пригородных поездах и на морском транспорте. Приобрести акбиль можно в киосках на автобусных остановках и основных транспортных узлах. Деньги на депозит акбиля кладутся в том же киоске или через специальный автомат. Электронным билетом «эльбиль», или как его ещё называют бешиБирйерде (beşiBiryerde — пять в одном), можно оплатить пять поездок в городских автобусах, метро, трамваях, фуникулере и на паромах. В марте 2009 года мэрия Большого Стамбула приступила к продвижению многофункциональных карт IstanbulKart, называемых также «электронными бумажниками». Универсальные проездные «акбили» постепенно заменяются на IstanbulKart.

 


 

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить